История развития осветительных приборов в России

Россия прошла все те же этапы истории развития осветительных приборов, что и Европа, хотя конечно не без своих исключительных особенностей. Невозможно представить ни один русский интерьер времен Петра Первого без настенных светильников, богатых люстр и паникадил голландского типа. Также наложило свой отпечаток и византийское искусство освещения со светильниками-хоросами. Так и получилось, что в XVIII-XIX столетиях законодателями вкуса для России и всей Европы были то Франция, то Англия.

Но всё же, привозные образцы никогда не копировались слепо. В России все они приобретали оттенок местного колорита. В основном всё зависело от пожеланий заказчика, коими выступали в основном купающиеся в роскоши вельможи, барины-самодуры и купцы-миллионщики. Немудрено, что все они обладали собственным, весьма специфическим понятием о прекрасном, и нередко требовали чего-то особенного. Вот так, пройдя через призму русского духа, и появились особые, отличные от принятых в Европе стандартов, «русские осветительные приборы».


В XVIII-XIX столетиях светильники, бра или торшеры, создавали или подбирали в основном архитекторы, так чтобы они согласовались с остальным убранством созданного ими же интерьера. Несомненно, за счёт этого декоративное оформление покоев аристократии или парадных залов только выигрывало. Умело подобранные светильники и бра, могли «расти» из настенной лепнины, дверных порталов, а архитектурные особенности помещения могли повторяться в деталях и элементах люстр.

С течением времени потребность в освещении интерьеров всё возрастала. В Большом Зале Екатерининского дворца, расположенного в Царском селе, например, к середине XVIII века имелось уже 56 стенных жирандолей с 696 свечами. Во время больших балов и торжеств эффект от потоков света, отражавшихся в зеркалах и гладком паркете, вызывал неистовый восторг. Вот отрывок из статьи о новогоднем маскараде в одном из императорских дворцов газеты того времени: «В одной большой зале и в парадных покоях, в паникадилах и кронштейнах горело свеч до пяти тысяч». «А когда все шторы внезапно спустили, дневной свет был заменен блеском 1200 свечей, отражающихся со всех сторон в многочисленных зеркалах», - восторженно вспоминал французский дипломат де ла Мессельер. Стоит заметить, что воспоминания современников о великолепных приемах в светлых, словно днём, залах, скорее всего, весьма преувеличены, ведь резные светильники елизаветинского времени не могли дать достаточно света. И несмотря даже на то, что горели одновременно сотни свечей, в помещениях столь огромных размеров царил полумрак, а свет свечей выделял лишь контуры архитектурных украшений. Но восторг современников, чей глаз был привычен к вечерней темноте, вполне объясним, ведь использование столь большого количества дорогих свечей было для них воистину необычайным событием.


Позднее, в царствование Екатерины II Дворцы Растрелли попытались дополнить новыми источниками света. Но так как живописные плафоны были основными источниками света в больших залах елизаветинского времени, подвеска люстр была в большинстве случаев нежелательна. Но архитекторы нашли изящное решение этой проблемы и стали размещать на карнизах двусветных залов в императорских дворцах лампионы – узкие и высокие вазы из стекла, по форме напоминающие колбы основания фонариков с расширяющимся горлом. И хотя в каждом таком лампионе помещалась всего одна свеча, они стояли совсем близко друг к другу по всему периметру стены, так что число свечей возрастало до нескольких сотен, что позволяло весьма неплохо осветить даже большой зал.

В нашем интернет-магазине Вы можете подобрать и приобрести потрясающие декоративные светильники!

Однако это никак не отразилось на обустройстве жилых покоев, в них по-прежнему царил полумрак. Так как люстра даже на 5 или 6 свечей считалась непозволительной роскошью, приходилось ограничиваться использованием переносных светильников – бужуаров – представляющих из себя низкий подсвечник на устойчивой подставке, а также шандалов на 2-3 свечи и простеньких масляных ламп.

 

Обстановка улучшилось лишь к концу века, с появлением в спальнях и будуарах новых, теперь уже не таких дорогих, люстр на 12 и более свечей. Проблему со старыми люстрами решили добавлением дополнительных подсвечников. В результате ближе к середине XIX века в покоях стало еще светлее. В основном использовались масляные кинкетные лампы, которые были одновременно подвесными, напольными, настенными и настольными светильниками. Кое-где стал применяться светильный газ.

 Отличился и русский изобретатель-самоучка И. П. Кулибин. Он изобрёл фонарь с вогнутым зеркалом и утверждал, что с его помощью всего лишь одной свечой осветил галерею длиной 50 саженей (106.5 метров) в Зимнем дворце.

В нашем интернет-магазине Вы можете подобрать и приобрести любые свечи и аксессуары к ним!

В спальнях и будуарах вешали так называемые будуарные фонари, или «ампли». Свеча просвечивала через цветное или молочное стекло, что позволял создать соответствующее атмосфере освещение. Иногда такие фонарики делали даже из мягкого итальянского алебастра, в результате рельефные украшения, вырезанные на колбе основания фонарика, выявлялись пламенем свечи и создавали интимный, уютный свет.


Для того чтобы танцевальные залы, залы для приемов и прочие парадные помещения были максимально и равномерно освещены традиционных люстр было мало и их дополняли стенными бра, а тёмные углы залов освещали торшерами. Эти комплекты, состоящие из 3-5 люстр, нескольких бра и около полудюжины торшеров, называли гарнитурами и выполнялись они в едином стиле с повторяющимися элементами декора.


Зеркала в помещениях необходимо было совмещать с источниками света, для этого бра помещали с обеих сторон зеркала. Некоторые канделябры и жирандоли изготавливались специально для этих целей и помещались, например, на каминную доску, если зеркало было над камином, и назывались призеркальными. По форме они были как половина светильника, а в отражении зеркала создавалась пространственная иллюзия целого объема.


В кабинетах, приемных и библиотеках, то есть помещениях для работы, источник света обычно выбирали рассеянный, чтобы декоративные световые эффекты не отвлекали от дела, например бронзовую свечную люстру, свет которой прикрывал матовый шар.

© Свечной двор

к главному разделу





ЦИТАТА ДНЯ:
Счастье - это жажда повторения.(Кундера М.)