Многие взрослые используют слово «хороший» как похвалу: «Вот хорошая девочка!», «Ты сегодня такой хороший, поэтому я разрешаю тебе пойти погулять». Иногда это комплимент, высказываемый ребенку в адрес другого ребенка: «Ну почему ты не можешь быть таким же хорошим, как братик?». Ребенок, которого убеждают стать «хорошим», скорее всего, будет смущен последним замечанием: что из всего «хорошего», что делает брат, взрослый имеет в виду? В самом деле, для детского понимания того, чего хотят взрослые, разговор о «хорошем» хуже, чем бесполезен. Заявление: «Будь хорошим, не то…» - взрослые считают достаточным предупреждением. Однако ребенок очень часто теряется. Если взрослые используют подход «Если, то…», в меру развитые дети могут и обманывать их, понимая, что обещание быть «хорошим» должно стать ключом к немедленному обретению желаемого. ![]() Гораздо лучше точно определить, чего вы хотите, дать информацию, над которой можно работать. Не говорите: «Вот хорошая девочка!» - лучше скажите, что вам понравилось: «Спасибо, что помогла мне убраться» или «Какая ты терпеливая, так долго ждала, пока я говорила по телефону». Лучше не создавать контраста вроде: «Почему ты не похож на брата?» - это никому не поможет. Угрозу и обещание «Если будешь хорошим…» гораздо целесообразнее заменять просьбой: «Пожалуйста, потерпи. Сейчас я закончу все свои дела и помогу тебе». Конечно, при этом надо учитывать нетерпеливость детей, как бы хорошо ни звучала ваша просьба. Взгляд на «можно» и «нельзя». Взрослый, подверженный волнениям и стрессам, тратит больше энергии, запрещая детям что – то и говоря: «Этого нельзя!» - чем направляя их на более конструктивные занятия. Чуткие взрослые сами поймут по своему раздражению и недовольству, что их общение с детьми носит в целом отрицательный характер. Надо следить за этим, ибо склонность к «нельзя» создает одинаково неважную атмосферу для детей и взрослых. Взрослым может показаться, что общаться с детьми – это постоянно сердиться и вмешиваться, не испытывая никакой радости и удовлетворения. И дети чувствуют, необязательно осознанно, что нет никакого смысла, слыша все время упреки, стараться вести себя лучше. Они также усваивают, что плохое, по мнению взрослых, поведение надежнее привлекает их полное внимание. ![]() Необходимо сократить число «нельзя», тщательно продумав, какое поведение пресекать, а какое намеренно оставлять без внимания. Порой детям можно предлагать самим выбирать тип поведения. Это бывает положительной тактикой взрослых, уставших от «нет» и «нельзя». Ребенку, который способен на прогулке вдруг кинуться бежать по шумной улице, предложите выбор: «Держаться за руку, как большие, или за веревочку, как малыши?» Выбор не включает возможности броситься в опасность. В любых ситуациях выбор остается конструктивным методом (если не перебарщивать), позволяющим сосредоточить внимание детей на том, что может произойти, а не на запрете. Это часто срабатывает, ибо дает ребенку чувство ответственности и контроля над событиями.
Принимая и исследуя то, что мы взрослые, привносим в наше времяпрепровождение с детьми, мы должны быть гибкими в методах, открытыми идеям других (хотя и относясь к ним критически) и желать продолжать учиться. Детям, помимо прочего, нужно уважение и внимание взрослых, чтобы они в ответ научились быть такими же внимательными. Дети заслуживают этого внимания и будут учиться по примеру взрослых серьезно слушать их и отдавать им свое время. Источник: www.anima-agency.ru |
ЦИТАТА ДНЯ:
Твой солнечный свет улыбается зимним дням моего сердца, ни на миг не сомневаясь в возврате его весенних цветов.(Тагор Р.)
|
|||
|
||||
![]() |
![]() |
|||
![]() |
|