Мария Cелеста


«Мария Селеста» — бригантина длиной 103 фута (31 метр), шириной 7,6 м, осадкой 3,5 м, водоизмещением 282 тонн.


Ничем не примечательное поначалу судно было построено в доках Spencer’s Island Новой Шотландии в 1862 году корабельным мастером Джошуа Дэвисом и называлось оно тогда «Амазонка». Первый капитан погиб во время первого же плавания и у бригантины появилась дурная слава.


«Амазонка» несколько раз меняла владельца, пока, наконец, не попала в настоящую беду. В 1869 году судно было выброшено жестоким штормом на берега Новой Шотландии. После этого инцидента «Амазонку» продали американскому владельцу, который переименовал её в «Мария Селеста» («Дева Мария»). Видимо, дав бригантине столь благочестивое имя, он надеялся снять с судна тяготеющее проклятие.


«Мария Селеста» была обнаружена в океане 4 декабря 1872 года (по некоторым отчетам 5 декабря, из-за отсутствия стандарта часовых поясов в 19 веке) грузовым судном «Деи Гратия» под командованием капитана Дэвида Рида Морхауза, лично знавшего Бенджамина Бриггса.


Оба судна загрузили свои трюмы в Нью-Йорке в начале ноября. «Мария Селеста» под командованием капитана, 38-летнего Бенджамина Бриггса, вышла из Стейтен-Айленд, Нью-Йорк 7 ноября 1872 года с грузом коньячного спирта, принадлежавшего компании «Meissner Ackermann & Coin» и направилась в порт Генуя, Италия. На судне, кроме капитана и команды в семь человек, находилась жена капитана Сара Элизабет Кобб-Бриггс и их двухлетняя дочь София Матильда. 

корабль призрак

«Деи Гратиа» под командованием Морхауза отошел от причалов Нью-Йорка 15 ноября и взял курс на Гибралтар.


Когда через месяц капитан Морхауз встретил «Марию Селесту» в океане, она шла под всеми парусами по ветру, но такими зигзагами, что Морхауз заподозрил неладное. Он приказал группе матросов подняться на борт «Марии Селесты» и выяснить, в чем дело. Оказалось, что судно, на котором шли из Нью-Йорка капитан Бриггс, его жена, дочь и семь человек экипажа, сейчас было совершенно пусто. Единственная спасательная шлюпка тоже исчезла, и, судя по всему, она была спущена на воду, а не сорвана ветром.


Матросы были поражены не столько необычной для судёнышка, безлюдной тишиной, сколько тем, что при этом всё на борту «Марии Селесты» казалось, было в полном порядке, судно выглядело неповрежденным. В кают-компании матросы обнаружили накрытый стол, в расставленных тарелках были разложены свежие хлеб, масло, бекон и яйца, а в чашки был разлит еще теплый чай. На швейной машине стояла маленькая катушка шёлковых ниток, что явно свидетельствовало о том, что море было спокойным, а на стене все еще тикали часы.


В каюте капитана остались нетронутыми шкатулка с драгоценностями и две пачки денег, а на его постели лежали игрушки, словно там только что играл ребенок. Под койкой капитана лежала сабля со странными продольными полосами на лезвии, словно его в спешке пытались оттереть от чего-то тёмно-красного и липкого.


Между переборками и палубами обнаруженного судна плескалась морская вода, достигая 3,5 футов в трюме. Был открыт носовой люк, а окна кормовой надстройки, где находилась капитанская каюта, закрыты брезентом и заколочены досками.


корабль призрак

На борту судна оставался шестимесячный запас пищи и воды. Груз в 1701 баррелей спирта казался цел, однако после доставки его в Геную, владелец сообщил об исчезновении 9 баррелей.


Секстант и хронометр не были найдены (что означает возможную эвакуацию команды), компас разрушен. Судовые документы, кроме вахтенного журнала, все до единого исчезли. Последняя запись в вахтенном журнале была датирована 24 ноября, с координатами «Марии Селесты»: 36°57' с. ш. и 27°20' з. д. Согласно надписи на грифельной доске в кают-компании, в 8 часов утра следующего дня бригантина находилась в 6 милях к зюйд-зюйд-весту от острова Санта Мария (один из Азорских островов). А десять дней спустя её обнаружили в 500 милях к востоку от Азорских островов.


Капитан Морхауз привел «Марию Селеста» в Гибралтар, где после длительного судебного разбирательства получил небольшое вознаграждение за спасение судна.


Суд так и не смог прояснить судьбы членов команды и пассажиров.


Обнаружение судна породило массу домыслов и слухов. Обсуждались возможности мятежа, нападения пиратов, атаки гигантских кальмаров – кракенов, воздействия Бермудского треугольника, и даже похищения пришельцами из космоса.


Самое простое объяснение случившемуся видели в том, что судно попало в шторм и, когда членам экипажа показалось, что бригантина тонет, они погрузились в шлюпку и, очевидно, все до одного погибли.


Часто фигурирует и версия о баратрии, то есть умышленном совершении действий, рассчитанных на обман судовладельцев. Возможно, Морхауз по заранее достигнутой договоренности высадил матросов с «Марии Селесты» в каком-нибудь укромном уголке Атлантики, привел «Марию Селесту» в порт как судно, покинутое экипажем, получил за это деньги и разделил их между членами обоих экипажей. Версия основывается на том, что капитаны были друзьями, что их суда вышли в разные порта назначения из одного порта с разрывом в 8 дней и, при этом «совершенно случайно» встретились в безбрежном океане.


Известно, что и груз «Марии Селесты» сам по себе является вполне очевидным объяснением. Возможно, что команда «Марии Селесты» учинила набег на бочки со спиртным, хранившиеся в трюме. Уильям А. Ричард, который был в то время министром финансов Соединенных Штатов, написал открытое письмо, которое появилось на первой странице «Нью-Йорк таймс» 23 марта 1873 года: «Обстоятельства дела вызывают весьма мрачные опасения, что капитан судна, его жена, ребенок и, возможно, старший помощник были убиты озверевшими от выпивки матросами, которые, по-видимому, получили доступ к бочкам со спиртными напитками, составлявшим значительную часть груза. Судя по всему, судно было покинуто экипажем в период между 25 ноября и 5 декабря; экипаж либо погиб в море, либо, что более вероятно, был подобран судном, направлявшимся в один из портов Северной или Южной Америки либо Вест-Индии».


Важную роль в этой трагедии отводят и открытому носовому люку; крышку люка, согласно одной из версий, сорвали пары спирта. Пары поднимались из трюма клубами, по виду напоминавшими дым, и капитан Бриггс решил, что на судне пожар и оно вот-вот взорвется. Экипаж перебрался в спасательную шлюпку, возможно в спешке забыв закрепить фалинь на корме судна, и «Мария Селеста» ушла без шлюпки и экипажа.


Также капитана Морхауза и его людей обвиняли в том, что они пираты и захватили «Марию Селесту», уничтожив весь экипаж, в надежде получить премию за якобы спасенное судно. Ходили слухи, что еще в Нью-Йорке Морхаузу удалось устроить на «Марию Селесту» своих матросов; те захватили судно, убили людей, выбросили их за борт и ждали в заранее условленном месте, когда подойдет «Деи Гратиа».


Предполагалось, что испорченная пища могла вызвать у экипажа галлюцинации и люди стали кидаться в море, чтобы спастись от жутких видений, порождённых воспалённым воображением. По другой версии, в приступе ярости всех отравил кок, который выбросил тела умерших за борт, а затем, мучимый совестью и сам прыгнул вслед за ними.


Ходили слухи, что владелец «Марии Селесты» подговорил матросов убить капитана Бриггса вместе с семьей и затопить судно, чтобы получить страховую премию, но матросы допустили какую-то оплошность и погибли. Возможно, план предусматривал, что они прыгнут в море и вплавь доберутся до берега, когда судно подойдет к скалам возле Азорских островов, но внезапный порыв ветра отогнал «Марию Селесту» в безопасное место, и она продолжила плавание, а матросы утонули или погибли.


Высказывалась догадка, что экипаж оставил судно из-за мощного смерча, который в море не менее опасен, чем торнадо на суше. По другой версии, подводное землетрясение или еще что-то в этом роде вызвало на «Марии Селесте» панику, и команда покинула судно. Еще одна версия гласит, что где-то неподалеку от Азорских островов «Мария Селеста» наткнулась на «блуждающий остров», то есть движущуюся песчаную отмель, которая постоянно меняет свое местоположение. Сев на мель, экипаж решил, что спасения им ждать неоткуда; они погрузились в шлюпку и, очевидно, погибли в открытом океане. Корабль же после очередной подвижки «острова» вновь оказался на плаву.


корабль призрак

Через много лет после того, как произошло это событие, объявился человек, который утверждал, будто он единственный из членов экипажа «Марии Селесты», кому удалось спастись. Он рассказал, что капитан вызвал старшего помощника на соревнование, кто быстрее проплывет вокруг судна, но их атаковала акула. Матросы с ужасом смотрели на эту сцену, как вдруг на палубу обрушилась огромная волна и всех до единого смыла за борт. «Мария Селеста» не перевернулась и продолжала плыть дальше, а экипаж, кроме одного матроса, утонул.


Даже через пятьдесят лет после исчезновения судна ещё можно было услышать «правдивые рассказы» моряков, утверждавших, будто они плавали с капитаном Бриггсом. Ни одна из рассказанных ими историй не могла быть подтверждена фактами, и сегодня нам известно о судьбе экипажа «Марии Селеста» не больше, чем в тот день, когда ее обнаружили в океане.

к главному разделу




ЦИТАТА ДНЯ:
Бытие - это то, чего никогда не было и никогда не будет, а есть сейчас!(Мамардашвили М.)
 

 
  

Общество друзей милосердия