Манускрипт Войнича. Часть III. Догадки об авторстве


Авторство манускрипта Войнича приписывается многим людям. Далее перечислено несколько распространенных догадок.

Роджер Бэкон


Роджер Бэкон

Сопроводительное письмо Марци Кирхеру 1665 года гласит, что согласно словам его умершего друга Рафаэля Мнишовски, книга в свое время была приобретена императором Рудольфом II-м (1552-1612) за 600 дукатов (несколько тысяч долларов, на современные деньги). Согласно этому письму, Рудольф (или, возможно, Рафаэль) считал, что автор книги - знаменитый и разносторонне одаренный францисканский монах Роджер Бэкон (1214-1294).

Хотя Марци писал, что он "воздерживается от суждения" относительно заявления Рудольфа II-го, но оно было воспринято достаточно серьезно Войничем, который, скорее, соглашался с ним. Его убежденность в этом сильно повлияла на большинство попыток дешифровки на протяжении последующих 80-ти лет. Однако, исследователи, которые занимались манускриптом Войнича и знакомы с работами Бэкона, решительно отрицают такую возможность. Следует заметить то, что Рафаэль умер в 1644-м году и сделка должна была произойти до отречения Рудольфа II-го в 1611 году - по крайней мере, за 55 лет до письма Марци.

манускрипт Войнича

Предположение о том, что Роджер Бэкон являлся автором книги, привело Войнича к выводу, что единственный человек, который мог продать манускрипт Рудольфу - это Джон Ди, математик и астролог при дворе королевы Елизаветы I-й, известной так же тем, что она имела большую библиотеку рукописей Бэкона. Ди и его помощник-медиум, использующий для вызова духов хрустальный шар, или другой отражающий предмет, Эдвард Келли, связаны с Рудольфом II-м тем, что они несколько лет жили в Богемии, надеясь продать свои услуги императору. Однако, Джон Ди дотошно вел дневники, где не упоминал о продаже манускрипта Рудольфу, поэтому сделка эта кажется достаточно маловероятной. Так или иначе, если автор манускрипта не Роджер Бэкон, то и возможная связь истории манускрипта с Джоном Ди очень призрачна. С другой стороны, сам Ди мог написать книгу и распространить слухи о том, что это работа Бэкона, в надежде продать ее.

Эдвард Келли

Эдвард Келли

Компаньон Джона Ди в Праге, Эдвард Келли, был алхимиком-самоучкой, утверждавшим среди прочего, что может превратить медь в золото с помощью секретного порошка, обнаруженного им в могиле епископа в Уэльсе. Эдвард Келли также утверждал, что может вызывать ангелов с помощью магического кристалла и иметь с ними продолжительные беседы, которые Джон Ди аккуратно записывал в своем дневнике. Язык ангелов был назван енохианским, от имени Еноха, библейского отца Мафусаила, который, согласно легенде, был взят в путешествие в рай ангелами, и позже написал книгу о том, что он сам видел. Несколько человек (о них ниже) предположили, что как Келли изобрел енохианский язык, чтобы одурачить Джона Ди, так же он мог сфабриковать и манускрипт Войнича, чтобы надуть императора (который платил Келли за его мнимые алхимические умения). однако, как и в случае с Ди, если Роджер Бэкон не является автором манускрипта, связь Келли с этой книгой так же призрачна.

Вилфрид Войнич

Многие подозревали самого Войнича в том, что он сфабриковал манускрипт. Как торговец старинными книгами, он мог обладать необходимыми знаниями и умениями, а "потеряная книга" Бэкона могла иметь высокую стоимость. Однако, последние исследования письма Бареша Кирхеру позволяют отбросить эту гипотезу.

Якоб Хорчицки

Фотостатическая репродукция первой страницы манускрипта, сделанная Войничем в период времени до 1921 года, демонстрирует несколько расплывчатых пятен - стертых надписей и подписей. С помощью химии, текст может быть прочитан, как "Jacobj'a Tepenece". Это может быть Якоб Хорчицки, по-латыни - Якобус Синапиус - специалист по травяной медицине, который был личным врачом Рудольфа II-го и смотрителем его ботанического сада. Войнич и многие другие исследователи заключили, что Якоб Хорчицки был владельцем манускрипта до Бареша, некоторые видели в этом подтверждение истории Рафаэля Мнишовски. Другие предположили, что Якоб Хорчицки сам мог быть автором.

Однако надписи не соответствуют подписи Якоба Хорчицки, которая была найдена в документах, обнаруженных Яном Хуричем. Так что все еще возможно, что надпись на странице "flr" была добавлена более поздним владельцем или библиотекарем, и является всего лишь частным предположением об авторе книги.

Интересно также то, что в иезуитских исторических книгах, которые были доступны Атанасиусу Кирхеру, Хорчицки - человек с иезуитским образованием, который был единственным алхимиком и доктором при дворе Рудольфа II-го, имевшим полный доступ в библиотеку.

Реагенты, примененные Войничем, так испортили пергамент, что след подписи сейчас едва виден. Таким образом, это еще один подозрительный факт в пользу теории о том, что подпись была сфабрикована Войничем для усиления теории об авторстве Роджера Бэкона.

Иоганн Маркус Марци

Иоганнн Маркус Марци встретился с Кирхером, когда он возглавлял делегацию Пражского универститета в Риме в 1638 году. После этого, в течении 27 лет, они обменивались письмами на различные научные темы. Поездка Марци была частью его предположительной борьбы на стороне светской школы университета в поддержку их независимости от иезуитов, которые управляли соперничающим Колледжем св. Клементина, в Праге.Несмотря на эти усилия, два университета объединились в 1654 году под иезуитским контролем. Благодаря этому появились мнения о том, что политическая вражда с иезуитами, заставила Марци подделать письма Бареша и, позже, манускрипт Войнича, в попытке разоблачить и дискредитировать их "звезду" - Кирхера.

Личность и знания Марци были адекватными этой задаче, а Кирхер, этот "Доктор Я-Знаю-Все", который, как известно сейчас, "прославился" очевидными ошибками, а не гениальными свершениями, был легкой целью. Действительно, письмо Георга Бареша имеет определенное сходство с шуткой, которую востоковед Анлреа Мюллер однажды сыграл над Атанасиусом Кирхером. Мюллер сфабриковал бессмысленный манускрипт и послал его Кирхеру с пометкой о том, что манускрипт попал к нему из Египта. Он попросил у Кирхера перевод текста, и есть сведения, что Кирхер предоставил его немедленно.

Интересно заметить, что единственные подтверждения существования Георга Бареша - это три письма, посланные Кирхеру: одно послал сам Бареш в 1639-м году, два других - Марци (около года спустя). Также любопытно, что переписка между Марци и Атанасиусом Кирхером заканчивается в 1665-м году, именно "сопроводительным письмом" манускрипта Войнича. Однако, тайная неприязнь Марци к иезуитам - всего лишь гипотеза: правоверный католик, он сам учился на иезуита, и незадолго до смерти в 1667-м году был удостоин почетного членства в их ордене.

Рафаэль Мнишовски

Друг Марци, Рафаэль Мнишовски, который был предполагаемым источником истории о Роджере Бэконе, сам был криптографом (среди многих других занятий) и, около 1618-го года, предположительно, изобрел шифр, который считал невзламываемым. Это привело к появлению теории о том, что он был автором манускрипта Войнича, который понадобился для практической демонстрации вышеназванного шифра - и сделал бедного Бареша "подопытным кроликом". После того, как Кирхер опубликовал свою книгу о расшифровке коптского языка, Рафаэль Мнишовски, по этой теории, решил, что привести в замешательство хитроумным шифром Атанасиуса Кирхера, было бы намного более лакомым трофеем, чем завести в тупик Бареша. Для этого, он мог убедить Георга Бареша попросить помощи у иезуитов, т.е. у Кирхера. Чтобы мотивировать Бареша это сделать, Рафаэль Мнишовски мог изобрести историю о таинственной зашифрованной книге Роджера Бэкона. Действительно, сомнения в истории Рафаэля в сопроводительном письме манускрипта Войнича могли означать, что Иоганн Маркус Марци заподозрил ложь. Однако, нет явных доказательств этой теории.

Энтони Эскем

Доктор Леонелл Стронг, исследователь рака и криптограф-любитель, также пытался расшифровать манускрипт. Стронг считал, что разгадка манускрипта в "особенной двойной системе арифметических прогрессий многочисленных алфавитов". Стронг утверждал, что, согласно расшифрованному им тексту, манускрипт написан английским автором XVI века, Энтони Эскемом, работы которого включают книгу "Малый травник", опубликованную в 1550-м году. Хотя манускрипт Войнича и содержит разделы, похожие на травник, основной аргумент против этой теории таков, что неизвестно, где автор "травника" мог бы приобрести такие литературные и криптографические знания.

манускрипт Войнича     манускрипт Войнича


(продолжение следует)
статья составлена на основе www.wikipedia.org

к главному разделу




ЦИТАТА ДНЯ:
Счастье есть удовольствие без раскаяния.(Толстой Л. Н.)