Символика алхимии


В античности слово «символ» обозначало некое совместное действие, юридическое либо политическое соглашение, условный знак, показывающий принадлежность к религиозной либо профессиональной организации. Символами назывались проекты постановлений составлявшихся на общих собраниях.

Вдобавок, символами называли пропуска на зрелищные мероприятия, документы на получение льготного хлеба из хранилищ и римские тессары – навощенные дощечки, на которых писали военные приказы. В наше время символ рассматривают как конвенциональное (внешне не похожее) изображение, обозначение либо выражение чего-либо. Начиная от отвлеченных идей и заканчивая тривиальными вещами.

У символа есть ряд функций, при изучении алхимии особенно следует отметить две из них:

1 Символ служит для сокрытия сакрального смысла мистерии от непосвященных.

2 Символ средство познания и Путь Истины.

Бытие символа распространяется в трех планах:

1 Символ - знак

2 Символ – образ

3 Символ явление Вечности

Тут кроется тема многочисленных споров. Как отличить символ от знака и аллегории? Ведь символика – это фактически система знаков либо образных конструкций, наделенных бесчисленным количеством смысловых оттенков. Начнем с простого, т.е. с определения знака.

Знак – изображение (это определение, разумеется, относиться только к нарисованным изображениям) несущее конкретное смысловое значение. Знаковое изображение может быть и не конвенциональным.

Иносказание – своего рода понятие картинка, понятие, выраженное не словом а изображением. Главный ее критерий – у аллегории нет возможности для интерпретации.

Иными словами в аллегории образ выполняет только служебные функции и является «этикеткой» общего понятия, в символе же изображение наделено автономией, и с понятием пребывать в неразрывной связи. Т.е. иносказание простая транскрипция мысли либо задачка с единственно возможным ответом. Символ в отличии от аллегории многозначен и может быть истолкован различно.
символы алхимии

Символ – конвенциональное изображение представляющее образ, идею и т.д. не статически как знак либо иносказание, а в динамической целостности. Символ догадывается наличие внутренней тайны, он никогда не может быть до конца разгадан.

Существует 4 основных вида символов:

1 Символические изображения, в которых в качестве символа выступает любой цвет:

2 Символические изображения, в которых символами служат геометрические фигуры и картины:

3 Третий вид символов гораздо более сложен т.к. выражается графически только с помощью первого, второго и четвертого вида символов - это числовой символизм:

4 Смешанный символ (максимально распространенный) представляет собой соединение двух либо трех вмиг выше приведенных видов символов:

Значение алхимических символов время от времени очевидно, но как правило они требуют к себе намного более серьезного взаимоотношения...

Основных сложностей в понимании алхимической символики 3:

Первая - это то что у алхимиков не было жесткой системы соответствий, т.е. 1 и тот же символ либо знак может иметь множество значений.

Второе - алхимический символ порой трудно отличить от аллегории.

И третье, максимально важное - это то, что в алхимии символ служит для непосредственной передачи оккультного опыта (волнения).

Ниже приведен ряд правил для облегчения интерпретации алхимического символа. Но следует заметить, что с их помощью можно преодолеть лишь первые две вышеперечисленные трудности (и, к тому же, то частично). Насчет же третей, то ее преодоление зависит только от внутренней восприимчивости исследователя.

 символы алхимии

Пять правил анализа алхимического символа

Правило №1

Вначале нужно определить тип символа. Т.е. элементарный он либо непростой. Азбучный символ состоит одной фигуры, непростой из нескольких.

Правило №2

Если символ трудный следует разложить его на ряд простых.

Правило №3

Разложив символ на составляющие его элементы необходимо внимательно проанализировать их положение.

Правило №4

Отметить главную идею сюжета.

Правило №5

Истолковать полученную картину. Главным критерием при истолковании символа должна служить интеллектуальная интуиция, наработанная в процессе исследования.

Примеры

Лев, пожирающий солнце

1. Это символ трудный т.к. состоит из нескольких простых (лев и солнце).

2. Простые символы, на которые можно разделить гравюру:

3. Основные: лев и солнце

Дополнительные: кровь, булыжник, фон..

4. Солнце располагается с правой стороны лев с левой от зрителя и т.д.

5. Главный идеей сюжета является поглощение львом (ртутью) солнца (золота). Т.е. на данной гравюре изображен процесс растворения ртутью золота...

Остановимся конкретнее теперь на алхимических знаках:

Знак – изображение (это определение, разумеется, относиться только к изображениям) несущее конкретное смысловое значение. Знаковое изображение в отличие от символа может быть и не конвенциональным, т.е. похожим на то, что оно обозначает. Знаки используются для оповещения, предупреждения и информирования. Алхимики используют специальные знаки для обозначения времени. Эти знаки взяты из астрологии. С их помощью можно обозначить буквально какой-либо временной участок.

Символика алхимических веществ

Алхимики воспользовались в своей деятельности разные металлы и вещества, каждому из которых соответствовал свой символ либо знак. Но нужно учитывать, что в своих трактатах они описывали эти вещества различно, причем зачастую в одном и том же трактате одно и также вещество называлось по-разному. Это, прежде всего, относится к трем главным ингредиентам используемых в делании: первовеществу, тайному огню и философской ртути.

Первичная материя

Первичная материя - для алхимика это не сама материя, а скорее ее возможность, сочетающая в себе все качества и свойства присущие материи. Дань ее описание можно только в противоречивых понятиях т.к. Первичная материя - это то, что остается от предмета, когда он лишен всех своих характеристик.

Первовещество - вещество максимально близкое к Первичной материи по своим свойствам. В качестве примера ниже приведен ряд символических характеристик Первовещества:

Первовещество - это (мужское) вещество становящаяся Единым и неповторимым в соединении с женским. Все его составляющие одновременно стабильны и изменчивы.

Это вещество уникально, бедный им обладает в той же степени что и денежный. Оно известно каждому и не распознается ни кем. В своем невежестве обычный человек считает его мусором продает по дешевке, хотя для философов это наивысшая ценность.

Первовещество - это не однородная субстанция оно состоит из двух компонентов: "мужского" и "дамского". С химической точки зрения 1 из компонентов металл, иной же минерал содержащий ртуть.

Наверное, это определение довольно универсально, и для изучения Мистической алхимии оно вполне самодостаточно.

Философская Ртуть

Философская Ртуть - душа материи (тела вещества), она есть идеальное вещество, связывающее Демон и Тело в единое целое путем примирения в себе противоположностей Духа и Тела в себе, и служит принципом единства всех трех планов Бытия. По этому Философская Ртуть чаще всего изображалась в виде гермафродита.

Тайный Огонь

Тайный Огонь - реагент, с помощью которого идет влияние на первовещество Философской Ртути.

Рассмотрим некоторые символические обозначения металлов и веществ используемые алхимиками:

Король и королева изображенные на данной гравюре - это золото и серебро, которые, по мнению некоторых алхимиков являлись перовеществом. Дед с косой это Хронос символ свинца, волк с раскрытой пастью - это сурьма.

Дракон - символ Первовещества.

Скелет - символ золы. Некоторые алхимики называли золу скелетом вещества.

Дама на гравюре это Венера либо медь, лев у ее ног еще 1 символ золота.


Боец с мечом - Марс символ железа...

 символы алхимии

Символика алхимических процессов

Внимательно изучив алхимические трактаты можно прийти к выводу, что почти всякий алхимик воспользовался свой личный уникальный способ Работы. Но все же есть некоторые общие элементы, которые присущи всем алхимическим методам. Их можно свести к этой схеме:

ТЕЛО ДОЛЖНО БЫТЬ ОЧИЩЕНО ВОРОНОМ

И ЛЕБЕДЕМ

ПРЕДСТАВЛЯЮЩИМИ РАЗДЕЛЕНИЕ ДУШИ

НА ДВЕ ЧАСТИ

НА ЗЛУЮ (ЧЕРНУЮ)

И БЛАГУЮ (БЕЛУЮ)

ПЕРЕЛИВЧАТЫЕ ПЕРЬЯ ПАВЛИНА

ПРЕДЛАГАЮТ ДОКАЗАТЕЛЬСТВО ТОГО,

ЧТО ПРОЦЕСС ТРАНСФОРМАЦИИНАЧАЛСЯ

Другие птицы ассоциирующиеся с алхимическим процессом, следующие:

ПЕЛИКАН (кормление кровью)

ОРЕЛ (победный символ завершающегося ритуала)

ФЕНИКС (являет собой совершенного орла)

Как видно из схемы есть 3 основные этапа Делания: нигредо (nigredo) - черная стадия , альбедо (albedo) - белоснежная стадия, рубедо (rubedo) - красная. Количество процессов ведущих к этим стадиям различно. Некоторые связывали их с двенадцатью знаками зодиака, некоторые с семью днями творения, но все же почти все алхимики упоминали о них. В алхимических трактатах можно встретить упоминание о двух Путях свершения Великого Делания: сухом и влажном. Обычно алхимики описывали влажный путь, упоминая о сухом крайне редко. Основными особенностями двух Путей являются различия в используемых режимах (сроках и интенсивности процессов) и основных ингредиентов (первовещества и тайного огня). По этому на данной теме надобно остановится несколько подробнее.

Сухой Путь

Сухой Путь догадывается работу в течении нескольких недель, а не гораздо более 40 дней - т.е. одного месяца философов. В этом режиме тайный огонь играет чрезвычайно важную роль - более важную чем при влажном Пути. Все процессы протекают крайне интенсивно и динамично. Описанный Режим Сатурна относятся к сухому Пути.

Исходя из динамики процессов, при выборе и подготовке первовещества с тайным огнем необходимо быть крайне осторожным. Существенно тоже упомянуть об опасности при следовании по этому Пути. Она заключается в крайне резкой смене стадий Делания, что может привести к негативным последствиям. Это особо относится к Режиму Сатурна.

Влажный Путь

При влажном Пути срок Великого Делания возрастает до одного года, при его успешном свершении, либо до трех лет при менее удачном. Интенсивность процессов тут иная, все процессы протекают менее динамично и в несколько ином порядке. Тайный огонь и первовещество так же иные (качественно) чем используемые в сухом Пути.
символы алхимии

Алхимия

«Алхимия – процесс постепенного трансформирования соответствующий астрологическим конфигурациям. Система получения золота из свинца имеет подобие с очищением человеческого духа. Очищение ведет к созданию скрытых сверхъестественных возможностей».

Таково одно из многих определений данных алхимии – одной из самых таинственных мистических наук. История алхимии насчитывает намного более двух тысяч лет, за все это время она пережила свой рассвет, закат и забвение. Но алхимия не умерла, нет, она оставила после себя богатое наследие алхимических рукописей. Как цветок она подарила нам семена, из которых возродится снова. Эти семена - алхимические символы, несущие в себе громадный духовный потенциал, который будет оценен по достоинству в новом (уже в этом) тысячелетии.

Алхимические символы - это не просто аллегорическое понимание Космоса, а сосредоточие вневременной Вечности в которой нашли свое конкретное воплощение - минувшее, настоящее и будущее. Именно этим алхимия столь ценна для человечества - она приобщает человека к Вечности, а значит к истине и бессмертию. Для алхимика символически обозначить предмет (принцип, понятие) - значит, приблизится к его истинному значению, к той истине, что сокрыта за ним. Но вся "соль" в том что к истине надобно прийти, ее не дано непосредственно "узреть" в символе, т.к. в нем лишь указан Путь к ней. Этот Путь лежит через сильное духовное напряжение и внутреннее мистическое перевоплощение. Т.о. символ - это загадка (лабиринт) , хотя в ней уже дан и ответ, но весь парадокс в том что ответ не делает ее разгаданной. Истина для алхимика становится истиной лишь в случае, если отыскивается им самим и выражается им же через символ, как нечто единственное в своем роде и неповторимое. Через символ алхимик проводит самообучение истинному пониманию Мира и своего места в нем...

Литература:

1. Джордж Сорос. Алхимия финансов. - М.: Инфра – М, 1998.- 416 с.
2. Джуа Микеле. История химии - М., Мир 1996 год.
3. Шах Идрис. Суфии – М., Локид, Миф 1999 год.
4. В. Л. Рабинович. Алхимия - как феномен средневековой культуры. - М., 1975.
5. Луи Повель. Жак Бержье. Утро магов Пер. с фр. - К.: "София", Ltd. 1994. 480 с

к главному разделу




ЦИТАТА ДНЯ:
Времени нет, есть только мгновение. И поэтому в одно это мгновение надо полагать все свои силы.(Толстой Л. Н.)