Зарождение астрологии в Месопотамии, Ассирии, Вавилонии


Периоды зарождения и становления астрологии в Месопотамии, Ассирии, Вавилонии


(V тысячелетие до н. э. — 583 г. до н. э.)


Придворной астрологией славилась Месопотамия: месопотамская астрономия I тысячелетия до н.э. оказала значительное влияние на индийскую. Не без посредничества ислама, нередко заимствовавшего обычаи и традиции древнего Ближнего Востока через эллинистические каналы, месопотамская астрология обрела свое второе рождение в Вавилонии и соседних странах уже после гибели самой, породившей ее цивилизации. Ранний этап развития астрологии в месопотамской цивилизации нашел отражение в старовавилонских табличках с довольно примитивными астрологическими знамениями, обнаруженных в Богазкейе, Катне, Мари и Эламе и подтверждающих существование астрологической традиции, достаточно сложной уже в старовавилонский период.>


В научных и, преимущественно, литературных текстах нередко встречается термин «уцурту», означающий «план» или «набросок», подразумевающий некоторый, божественно предопределенный, ход событий, служащий прообразом современного гороскопа. В некоторых религиозных текстах неоднократно встречается термин «шимту», означающий некую безымянную силу, наделяющую каждого родившегося предназначенной ему индивидуальной мерой счастья и неудач и определяющую цели, средства и длительность дальнейшего существования, природу и последовательность происходящих событий. Таким образом, понятие «шимту» предусматривало необходимость реализации предопределения, о чем свидетельствует фрагмент письма царя Ашшурнацирапала II (883-859 до н.э.): «Все это шимту, изреченная великими Богами и реализованная для меня их волей». Кроме того, в одном позднем тексте времен правления старовавилонского царя Амми-Цадука сохранились упоминания о наблюдениях за планетой Венера. Астрологические тексты вывозились в Сузы и Хаттусас и переводились на эламский и хеттский языки: данный тип предсказаний был широко распространен даже за пределами Вавилонии.


Основным источником астрологических текстов, как уже упоминалось, служила библиотека Ашшурбанипала (668 — 627 гг. до н. э.). Родиной одних текстов являются Ашшур и Калах, другие происходят из Вавилона, Борсиппы, Урука, Киша, Ниппура. Средневавилонские тексты, найденные в Нузи и Ниппуре, свидетельствуют о непрерывности астрологической традиции. Каноническая серия (уже упомянутая нами «Enuma Anu Enlil» («Когда Ану и Энлиль...») по первым словам двуязычного введения содержит около 70 табличек, в двадцати трех из которых описываются Луна, Солнце, планеты, неподвижные звезды, а также истолковываются явления, сопровождающие полнолуние и новолуние, солнечные и лунные затмения. Кроме того, некоторое внимание уделяется необычным скоплениям облаков и движению планет, в особенности, Венеры. В архивах Ниневии сохранилось множество астрологических отчетов ассирийским царям, посвященных истолкованию таких явлений, как землетрясение, град, гром, дождь.


астрология

Тексты, датируемые V(410) и III в.в. до н. э. представляют собой гороскопы, содержащие время зачатия и рождения ребенка, астрологические расчеты и их истолкование. Датировка гороскопов свидетельствует о том, что факт возникновения гороскопов в Вавилонии не следует приписывать влиянию греков. Гороскопы того времени напоминают известную селевкидскую табличку с предсказанием будущего родившемуся на основании астрономических явлений, сопровождавших его рождение. Любопытно также отметить и то, что Вавилонская астрология не имела ничего общего со слепой верой в могущество звезд, о которой упоминается в Ветхом завете (Кн. Исайи. ХVII, 13).


Планеты.


Из плеяды звездных Богов особое значение придавалось Луне не только потому, что она являлась первым показателем времени, но и вследствие мягкости ее лучей. Вторым важным фактором был Вавилонский лунный год (12х29 дней), служащий прообразом лунного календаря. Луна именовалась «Господином блестящего восхода». Метаморфозы лунного диска, вследствие смены фаз, воспринимались в качестве естественного роста и убыли, что наложило свой отпечаток на последующее представление о связи Луны с процессами становления, роста и умирания. Умиротворяющее действие лунных лучей, столь разительное после испепеляющей силы Солнца, вынудило вавилонян перенести начало отсчета суточного времени на полночь, в связи с чем Луна «Син» (шумерский «Нанна») воспринималась в качестве отца Солнца «Шамаш» (шумерский «Уту»), Определение траектории Луны, базировавшееся на наблюдениях за ее ежедневным движением по небосводу, позволило выделить 27 — 28 звездных групп. Определение траектории Луны на основе подобного подразделения, несомненно, предшествовало вычислению траектории Солнца.


В течение долгого времени могущество Солнечного Бога, Шамаш, значительно уступало могуществу Луны, Син. И лишь в эллинистическую эпоху стала очевидной зависимость развития всего живого от живительной силы Солнца. До нас дошло немало вавилонских гимнов, посвященных Луне и Солнцу, носящих культовый (иератичный) характер. Каждый из Богов имел в Месопотамии два центра: Шамаш — в Ларсе и Сиппаре, Син — в Уре и Харране. Бог Солнца занимал исключительное положение верховного судьи, земного и небесного, предсказывающего будущее и заботящегося об обиженных и бедных. Равноправным соседом на небосводе выступала также Венера (Иштар), образующая в союзе с Луной и Солнцем Божественную триаду.


Такое большое ее значение в Вавилонской астрологии было обусловлено исключительной видимостью данной планеты в этих широтах: в Месопотамии Венера, хорошо заметная даже в полдень, способна отбрасывать тень. Божественная триада (солнечный диск, полумесяц, восьмиконечная звезда Иштар) отчетливо видны на пограничных камнях, представляющих собой удлиненные столбы с изображением звездных Богов. Изображенные на некоторых из камней жилища следует считать звездными обителями — домами, в которых живут звезды. Звездные констелляции при этом имеют вид фантастических животных типа лев-змея-орел или коза-рыба. Венера олицетворяет собой Иштар, богиню любви и материнства, исцеляющую и покровительствующую всему растущему. Фрагменты астрологических текстов описывают ее в качестве «доброй Богини», питающей любовь и дарующей свое покровительство, милосердной к вдовам и представляющей опасность для младенцев. Наряду с Божественной триадой в пантеоне были и другие планеты: Нергал (Марс), Мардук (Юпитер), Ниниб (Сатурн), Набу (Меркурий). Боги планет значительно отличались от неподвижных звезд. Планетарная природа постигалась посредством наблюдения за окраской планет: красный цвет Марса послужил основой для отождествления планеты с Богом Войны и смерти Нергалом: белый цвет Юпитера (как у Венеры) подтверждал его жизнетворное, мягкое влияние; красно-желто-серая окраска Сатурна и подозрительно долгий период его обращения вокруг Солнца имели зловещий характер.


Планеты объединялись в группы: вавилонянам была известна триада и септенер (семерица) планет. При этом планеты располагались не по времени их обращения, как это было принято у греков или впоследствии в Западной Европе, а в зависимости от их собственных достоинств, связанных с соответствующим Божеством (деление на добрых и злых). Возрастание, наряду с триадой, значения септенера планет, влияние которого распространялось далеко за пределами Месопотамии, было обусловлено значением числа семь, выявленного впервые на основе семидневного цикла, продиктованного лунными фазами (неделя).


Знаки Зодиака.


В основных чертах Зодиак, сформировавшийся в Вавилонии, включал знаки Тельца, Близнецов, Рака, Льва, Девы, Весов (единственный, собственно календарный знак, получивший свое название согласно осеннему равноденствию), Скорпиона, Стрельца (Кентавр, которому в эпосе о Гильгамеше соответствовал человек-скорпион девятой таблички, содержащей упоминание о небесной преисподней и адских созвездиях), Козерога (вавилонская коза-рыба), Водолея (Адад, Бог бурь). Невыясненным до сих пор остается происхождение Овна. В вавилонском эпосе о сотворении мира упоминается около одиннадцати зодиакальных знаков, наложивших определенный отпечаток на эпос о Гильгамеше: человек-скорпион девятой таблички, борьба двух друзей Гильгамеша и Энкиду (Близнецы) с небесным быком и др. Для Вавилонии была также характерна идентификация обозначения звезд и знаков Зодиака.


Литература

Звёздный путь астрологии. Нострадамус глазами историков.

Истолкование доктора Люстрио с комментариями И.Г.Михайловой и Н.В.Скородум, -М.,Рига,1992

Энциклопедический словарь. Брокгауз Ф.А., Ефрон И.А., -М.,1890-1907

к главному разделу




ЦИТАТА ДНЯ:
Счастье есть удовольствие без раскаяния.(Толстой Л. Н.)