Кто такой Анчутка?

Анчутка – это одно из древних имен беса или черта. Анчутки делятся на полевых и банных. Как и любая другая нечисть, они сразу отзываются, в случае, если упомянуть их имя, поэтому лучше помалкивать о них, иначе этот беспалый и беспятый будет тут как тут. Анчутка беспятый из-за того, что однажды за ним погнался волк, и откусил ему пятку.

Банный анчутка – лысый и мохнатый, мрачит разум людей, пугает стонами, при этом обладает свойством изменять свой облик, в принципе, опять же, как и любая другая нечисть.

Полевые анчутки – совсем небольшого росточка и более мирные, чем банные. Они живут в растениях и зовутся соответственно своей обители – конопельники, овсяники, пшеничники, картофельники, рожники и т.д.

Впрочем, поговаривают, что анчутка водится и в воде, и состоит в должности помощника водяного или болотника. Водяной анчутка - очень свирепая и противная личность. Если у пловца случается судорога, должно знать, что это водяной анчутка схватил его за ногу, и тянет на дно. Против водяного анчутки не существует заговоров. Подарками задобрить водяного анчутку так же не получится, но можно попробовать защититься – ведь с древних времен каждый знает, что любая нечисть до смерти боится железа, поэтому пловцам необходимо приколоть себе булавочку.

анчутка

А.Ремизов. Смешливая молодка

Жил-был в одной деревне печник, а у него на задворках стояла старая заброшенная баня. Никто к ней и близко не подходил, потому как шла о ней дурная слава: там-де парятся злые духи-анчутки. Но вот однажды печник - разудалый молодец, силач и весельчак - на спор вознамерился в этой бане помыться. Дело было, как водится, вечером, после захода солнца. Истопил он баню, разделся, парку поддал, замочил в горячей воде веничек. А как вытащил, глядь - веник весь в сосульках.

Охватил тут мужика страх. Кинулся он бежать домой в чем мать родила, бледный весь, зуб на зуб не попадает. Наутро братья пошли за его одеждой, а она разодрана в клочья.

С той поры и в доме печника стало неладно: что ни год, отдает богу душу то один, то другой из домочадцев. А по весне - и ночью, и днем - носилась по саду дородная нагая молодка. Только кинутся мужики ее ловить, она шмыг в ту самую баню - и хохочет-заливается. Вломятся в баню, а там пусто. А на рассыпанной золе отпечатались следы, но не женские, а мужские. Да это еще полбеды! Вот пальцы, вот подошва, а пятки нет... Ну да ведь анчутку так и называют - беспятый.

Думал-гадал печник, как избавиться от нечистой силы, да все попусту. Наконец решился он и дом свой сломать, и злополучную старую баньку. Дом перебрал, перестроил заново, бревна банные сжег, а место, где она стояла, солью засыпал. Лишь только после этого отстала нечистая сила.

анчутка

А.Ремизов. Банные анчутки

Всякой бане есть свой баенник. Не поладишь - кричит по-павлиньи. У баенника есть дети - банные анчутки: сами маленькие, черненькие, мохнатенькие, ноги ежиные, а голова гола, что у татарчонка, а женятся они на кикиморах, и такие же сами проказы, что твои кикиморы.

Душа, девка бесстрашная, пошла ночью в баню.

- Я, - говорит, - в бане за ночь рубашку сошью и назад ворочусь. В бане поставила она углей корчагу, а то шить ей не видно. Наскоро сметывает рубашку, от огоньков ей видно.

К полуночи близко анчутки и вышли.

Смотрит. А они маленькие, черненькие, у корчаги уголья - у! - раздувают.

И бегают, и бегают.

А Душа шьет себе, ничего не боится.

Побоишься! Бегали, бегали, кругом обступили да гвоздики ей в подол и ну вколачивать.

Гвоздик вколотит:

- Так. Не уйдешь! Другой вколотит:

- Так. Не уйдешь!

- Наша, - шепчут ей, - Душа наша, не уйдешь!

И видит Душа, что и вправду не уйти, не встать ей теперь, весь подол к полу прибит, да догадлива девка, начала с себя помаленьку рубаху спускать с сарафаном. А как спустила всю, да вон из бани с шитой рубахой, и уж тут у порога так в снег и грохнулась.

Что и говорить, любят анчутки проказить, а уж над девкой подыграть им всегда любо.

Выдавали Душу замуж. Истопили на девичник баню, и пошли девки с невестой мыться, а анчутки - им своя забота, они тут как тут, и ну бесить девок.

Девки-то из бани нагишом в сад, и высыпали на дорогу и давай беситься: которая пляшет да поет что есть голосу невесть что, которые друг на дружке верхом ездят, и визжат, и хихикают по-меринячьи.

Едва смирили. Пришлось отпаивать парным молоком с медом. Думали, что девки белены объелись, смотрели - нигде не нашли. А это они, эти анчутки ягатые, нащекотали усы девкам!

Литература
Мифология древнего мира, -М.:Белфакс, 2002
Б.А.Рыбаков «Язычество древних славян», -М.:Русское слово, 1997
В.Калашников «Боги древних славян», -М.:Белый город, 2003
Д.Гаврилов, А.Наговицын «Боги славян. Язычество. Традиция», -М.:Рефл-Бук, 2002

к главному разделу




ЦИТАТА ДНЯ:
Времени нет, есть только мгновение. И поэтому в одно это мгновение надо полагать все свои силы.(Толстой Л. Н.)