Полынь или петрушка

В англоязычном бестиарии западноевропейских русалок называют словом mermaid, а для славянских существует особое имя… rusalka. Происхождение слова русалка даже для российских филологов весьма туманно. Одни исследователи связывают его со словами русло и роса, другие - с прилагательным русый, третьи - с названием реки Рось. Любое из этих предположений имеет под собой достаточно оснований, так как русалки, в основном, русоволосые, живут в руслах рек и умываются росой.

В отличие от большинства западных наяд, русские русалки не имеют рыбьего хвоста, а их тела, лишенные чешуи, настолько нежны, что на ярком солнце просвечиваются насквозь. Внутренностей при этом не видно, так как у духов их нет.

Всех русалок, обитающих в наших водоемах, можно разделить на два вида. К высшему относятся натуральные русалки. Их не так уж и много: две-три на крупную реку. Они бессмертны и являются прямыми порождениями нечистой силы. Натуральные русалки из воды никогда не выходят, поэтому встретиться с ними очень сложно. Внешность у них, как и характер, отвратительная: тело, глаза и волосы зеленого цвета, а на руках и ногах, между пальцами, перепонки как у гусей.

Натуральная русалка, как правило, является женой водяного и вместе с мужем руководит русалками природными, купалками, водяницами и лоскотухами – всеми низшими и вредоносными духами в славянской мифологии.

В русалок превращаются умершие девушки, преимущественно утопленницы-самоубийцы, простившиеся с жизнью от неразделённой любви, девушки, которые умерли сразу после обручения с женихом, люди, купающиеся в неурочное время, и те, кого утащил водяной к себе в услужение. Чаще всего живут в воде, но иногда в полях - полуденицы, или на деревьях - «древесные русалки». Обычно это женщины, хотя бывают рассказы о русалках-мужчинах. Иногда выступают в качестве берегинь, спасающих тонущих. Представляются в виде красивых девушек с длинными волосами, реже - в виде косматых безобразных женщин (как у северных русских). Простоволосость, недопустимая в быту для крестьянской девушки - типичный и очень значимый атрибут.

русалка

В южнославянской мифологии женские духи, связанные с водой, называются вилы - прекрасные девушки с распущенными волосами владели колодцами и озёрами и умели "запирать" воды.

Изредка русалки наведываются в свои бывшие дома и семьи, но вреда, как правило, при этом никому не причиняют. Наоборот, если домашние, заметив дух умершей, оставляют на ночь на столе угощение, русалки становятся постоянными и невидимыми защитниками семьи, оберегая ее от напастей и невзгод.

Природные русалки, в отличие от натуральных, смертны и лишь доживают в облике духов воды свой земной срок. Русалке присущи те же черты характера, привычки и вкусы, что были у нее при земной жизни. Наиболее беспокойны русалки, у кого остались при жизни незаконченные дела

дети русалки

Образ русалки связан одновременно с водой и растительностью, сочетает черты водных духов и карнавальных персонажей, таких, как Кострома и Ярила, смерть которых гарантировала урожай. Отсюда вероятна и связь русалок с миром мертвых: по-видимому, под влиянием христианства русалок стали отождествлять с вредоносными покойниками, умершими неестественной смертью.

Осень, зиму и весну русалки спят в подводных, невидимых человеческому глазу, хрустальных дворцах, а в начале лета, когда вместе с природой, по старинному преданию, оживают мертвецы, русалки выходят из воды и разбредаются по прибрежным рощам, где селятся на деревьях. Выбор этот не случаен, так как в стародавние времена именно на деревьях хоронили своих усопших славяне

Русалки умеют петь, да так, что слушающие могут внимать им по нескольку дней подряд, не замечая хода времени. При этом слушающий не понимает ни слова из спетого, так как песни речных красавиц не похожи на человеческие и представляют собой набор магических слов, понятных только самим русалкам.

В. Медведев, проживавший в деревне Медведево Верхне-Салдинского района Свердловской области, рассказывает: «На берегу реки Тагил есть гора – Высокий камень. На ней в летние вечера русалки часто пели, да кони бегали – кажись, черти…»

В лунные ночи русалки любят сидеть на прибрежном камне, расчесывая свои длинные, до пят, волосы гребнем, сделанным из рыбьей кости и покрытым золотом. Гребень этот подбирать нельзя: русалка будет каждую ночь приходить к вашему дому и стучать до утренней зари во все двери и окна, требуя обратно свою расческу. Если же это не поможет, она напустит на вашу семью мор и станет мстить до тех пор, пока не получит назад взятую без спроса вещь.

Поступают так русалки потому, что гребень для них предмет особый. Пока они чешут им свои волосы, до тех пор с них продолжает струиться вода, которая освежает их нежные тела. Если же гребень утерян или украден, а русалка находится далеко от воды, то её кожа высохнет, как у кита, выброшенного на берег.

            Вспоминает жительница города Сысерть Н. Макарова: «У нас в воде тоже живут русалки. Какой-то мужик гребень золотой нашёл, так к нему по ночам русалки ходили и говорили: «Отдай гребень, отдай гребень».

Мужа у русалки быть не может, но как и любой живой душе русалке тоже хочется немного любви и тепла, вот и старается она найти суженого. Кандидатами в мужья становятся разведенные мужчины и те, у кого с женами нелады. Когда русалки встречают таких, то предлагают разделить с ними брачное ложе. Если мужчина поддастся искушению, то после любовного акта русалка начинает уговаривать его отправиться с ней в подводное царство, утверждая, что ее избранник не утонет, а, наоборот, отныне будет жить вечно. Одурманенный любовными чарами русалки мужчина идёт в воду, где, естественно, тонет…

русалка

Летом 1995 года неподалеку от деревни Вознесенки, в Красноярском крае, с интервалом в месяц в лесном озере Черное погибли три человека: Николай Колосов, Павел Папурин и Дмитрий Золотаревский. Николай погиб, когда, возвращаясь со свадьбы, решил сократить дорогу и пошел через лес. Павла и Дмитрия привело на озеро праздное любопытство, за которое они поплатились жизнью. Поскольку у всех троих на лицах застыло выражение неземного блаженства, жители решили, что всему виной русалки и забросали озеро динамитом. При этом всплыло много мертвой рыбы, а также труп неизвестного мужчины. Русалок обнаружить не удалось.

Вскоре два местных парня вечером забрели на лесное болото, находившееся неподалеку от озера Черное, и повстречали трех красивых обнаженных девушек. Прелестницы пошли навстречу юношам, зазывно улыбаясь. Михаил Иванов почувствовал неладное, а Сергей Березин направился прямо к красавицам. Михаил попытался остановить приятеля, но Сергей оттолкнул его. Тогда Иванов кинулся в деревню за подмогой, но собрать и привести спасательную экспедицию из вооруженных людей удалось только через пару часов. Добравшись до озера, они увидели лишь кепку Сергея, тихо плывущую по водной глади. На следующий день удалось найти и само тело. Селяне пригласили священников, и те провели обряды по изгнанию нечистой силы на проклятых болотах и озере. С тех пор русалок там никто не встречал.

Время от времени на русалок находит беспричинная тоска. И тогда они, как и живые женщины, начинают рвать и метать. У рыбаков они путают и рвут сети, у мельников ломают жернова, на поля насылают проливные дожди и град. Слегка успокоившись, они садятся на ветви деревьев и начинают громко петь, после чего идут воровать, например, хлеб, который русалки очень любят.

Вот как об этом рассказывается в одной из историй, собранных в 1970-х годах в Забайкалье этнографом В. Зиновьевым: «...Здесь луг большой и колхозники всегда тут сено косили. Палатку ставили, в ней и спали. Однажды заметили, что у них кто-то хлеб ворует. Решили караулить по очереди. На следующее утро все ушли на покосы, оставив в лагере молодого Ваньку. Посмотрел он на речку: из омута русалка выходит и идет к палатке. Подошла и в проход руки потянула. Руки все длинней, длинней... взяла хлеб и ушла. А Ванька сидит, ни жив, ни мертв. Когда все собрались, он стал про все рассказывать. Ему не поверили: «Какая такая русалка!» И вот сел другой караулить. А остальные тоже решили посмотреть. И увидели... Русалка вышла, заметила, что за ней наблюдают, и погналась за ними. Они - в деревню. Заскочили в клуб (там раньше была церковь) - она за ними. И вот все увидели, как она встала, шагу сделать не может, и вдруг у нее голова исчезла. Оказалась как без головы. И совсем пропала с глаз...»

Опасается русалка не только церковной атрибутики, но и мата. Если ее как следует обложить трехэтажным, она, возможно, побоится с вами связываться, но ни в коем случае нельзя пытаться воспользоваться этим временным преимуществом и пытаться преследовать русалок. Бывали случаи, когда люди открывали на русалок охоту, стреляли в них из ружей. Месть русалки всегда страшна, прежде чем упасть замертво, русалка говорила: «Теперь тебе год от году будет хуже!» или «Вперед меня пропадешь!» И пророчество это всегда сбывалось. Либо охотник сам в скором времени отправлялся в мир иной, либо ему в этом помогали подруги убитой русалки, певшие каждую ночь у его дома: «Плету, плету саван покойнику, плету покров мертвецу».

Главным оберегом от проделок русалок является обыкновенная полынь. Её веточки носят на груди, а при неожиданной встрече с русалкой вынимают, рисуют ими в воздухе большой крест, а затем бросают ей прямо в глаза. Русалка после такого обращения, конечно, сразу же убегает. Если же вы встретили русалку, а полыни у вас нет, то, чтобы остаться в живых, вам нужно обязательно вспомнить правильный ответ на волшебный вопрос русалки. Обычно при встрече с человеком русалка спрашивает: «Полынь или петрушка?» Если путник отвечает: «Полынь», русалка разочарованно кричит: «Сам ты сгинь!» и исчезает. Если же ответом будет слово петрушка, то русалка радостно восклицает: «Ах, ты моя душка!» и пытается защекотать несчастного до смерти.


русалка

Самые смелые раньше брали в лес кочергу и, при встрече с русалками, садились на нее и принимались скакать, как на лошади. Русалки, думая, что к ним едет ведьма, тут же разбегались в разные стороны.

В то же время любимое орудие самой русалки – это сковородка. М. Ефимова из города Нижняя Салда Свердловской области вспоминает: «Раньше у нас в пруду водяная ведьма жила с длинной косой и с чугунной сковородкой. Звали ее Опалиха. Как бобы поспевать начнут, так от ребятишек отбою нет. Лазят в огороды, воруют. А Опалиха днём вылезет из пруда и в огород – сторожить, чтобы никто бобы не рвал. Она их сама очень любила есть. Ох, ребятишки и боялись! Как полезут в огород, заслышат шум, бегут – не оглядываются. Так вот она нам огороды стерегла. А ночью в пруду тоже нельзя было купаться. Опалиха с раскалённой сковородкой плавала».
      Считалось, что самый большой праздник для них ночь на Ивана-Купалу. В эту ночь они выходили из воды и водили хороводы

В русальную неделю (следующую за троицей), русалки выходят из воды, бегают по полям, качаются на деревьях, могут защекотать встречных до смерти или увлечь в воду

Особенно опасен для людей в русальную неделю четверг- русальичин велик день. Зазевавшихся, далеко заплывших или пьяных русалки в этот святой для себя день топят и умерщвляют иными способами десятками, а то и сотнями. На русальной неделе стараются не купаться, не стирать и не шить, а выходя из деревни, следует брать с собой полынь

В русальную неделю нередки случаи обращения русалок к людям с просьбой дать им имя и одежду, потому что в русалок часто превращаются девочки, родившиеся мёртвыми или умершие до крещения и не имеющие имени. Вот они и хотят получить его сейчас, чтобы вновь превратиться в человеческого ребенка и умереть уже по-настоящему. Горе тому человеку, кто откажет в просьбе русалке, гнев ее будет страшен, а расправа ужасна. Связывают это с тем, что с подобной просьбой русалка может обратиться к людям только один раз в семь лет. Поэтому прохожий должен снять с себя что-нибудь из одежды и произнести: «Крещу тебя, Иван да Марья, во Имя Отца и Сына, и Святого Духа». После этого невидимые ангелы подхватят душу ребенка и унесут в рай

Говорят, что русалку можно поймать и даже поработить  на некоторое время. Для этого следует выбрать наиболее посещаемое русалками место, нарисовать там на земле большой магический круг, внутри начертить крест и встать в центр, а при появлении русалки тут же загадать ей загадку посложнее. Русалка, обычно, принимает условия игры и, задумывается, пытаясь найти ответ на загадку. Вот тут-то ей и нужно умудриться надеть на шею нательный крест. Если это удастся - русалка станет покорной, ее можно отвести домой и заставить выполнять домашнюю работу. Лишь через год чары с русалки спадут, и она вновь станет свободной...

русалки

Следующая история была записана участниками этнографической экспедиции в Карпатах в конце 1960-х годов. Мыкола был одинокий, хмурый старик, живший в полуобвалившейся мазанке, прилепившейся к горе у изгиба реки Прут. Как-то в середине лета, на рассвете, Мыкола отправился на рыбалку в потаенное, глухое место

Идя по отмели к облюбованному заранее валуну, старик внезапно остановился. Он увидел, что у камня на песке кто-то лежит. Подойдя ближе, рыбак обмер: это была русалка! Роста невысокого, от силы метра полтора, хрупкая, верхняя половина тела - с очень белой кожей, волосы почти до пояса, зеленовато-серые, похожие на тонкие водоросли, изящное, правильное лицо с непомерно большими, темными, без зрачков глазами, которые словно молили о помощи. Забыв страх, старик сбросил с себя робу, переложил на нее русалку, стараясь не вдыхать сильный и странный аромат, идущий от ее тела, вызывавший дурноту, и отнес речную гостью в свою мазанку. Кровать у него была только одна - на нее он и уложил свою находку. Два дня просидел Мыкола у постели, но русалка не подавала признаков жизни. В какой-то момент Мыкола заметил, что ее огромные глаза подернулись тусклой пленкой, и понял, что все кончено... Аромат, исходивший от русалки, начал исчезать, а вместе с ним и странное состояние, в которое он впал, потеряв счет времени. Участники экспедиции, понятно, не очень поверили старому рыбаку и тогда он повел их в свою мазанку, а недалеко от нее под одним из деревьев был маленький могильный холмик: на нем вместо православного креста стояла небольшая, грубо вырезанная из дерева фигурка русалки. Согласно некоторым легендам, русалки являются бесами, питающимися человеческим мясом. Моряков они завлекают своим пением или ароматом своего тела.

русалки

В 1893 году Россия была потрясена таинственным исчезновением броненосца береговой обороны «Русалка». Хорошо вооруженный стальной пароход бесследно исчез средь бела дня во внутренних водах на полпути между Ревелем и Гельсингфорсом вместе со всем экипажем в сто семьдесят семь человек.

Злосчастную «Русалку» искали долго, тралили Финский залив, спускали водолазов, вглядывались в воду с воздушного шара, поднятого с парохода "Самоед". Все было тщетно, ни одно тело не прибило к берегу, что тоже вызвало всевозможные слухи. Церковники заявили, что корабль настигла кара господня за то, что он был назван нечистым именем: «Знамо дело - русалка. Сама под воду нырнула и человеков на дно уволокла».

«Русалка» и в самом деле даже не была освящена при спуске. Святые отцы отказались ступать на палубы кораблей "дивизиона нечистой силы", береговые канонерки и броненосцы, которого назывались: «Колдун», «Леший», «Баба-яга» и «Русалка»…

Лишь на второй день после исчезновения броненосца к одному из островов прибило шлюпку: в ней под сиденьями гребцов обнаружили труп матроса - рулевого Ивана Прунского, на бескозырке которого было написано – «Русалка»…

Источник: www.secretplanet.ru


к главному разделу




ЦИТАТА ДНЯ:
Духовность, свобода и ответственность — это три экзистенциала человеческого существования.(Франкл В.)