Люди всегда пытались понять природу жизни, тайну её возникновения, причины разнообразия живых существ и их единства. Для того чтобы рассказать об этом с научной точки зрения более века назад профессором А.Ф. Котсом был основан Государственный Дарвиновский музей.

 Сегодня Государственный Дарвиновский музей – это:

-          крупнейший естественнонаучный музей, площадью более 20 000 м2;

-          современная экспозиция, иллюстрирующая процессы эволюции, площадью 5 000 м2;

-          коллекции, включающие около 400 000 музейных предметов;

-          более 50 выставок в год, экспонируемых в выставочных залах площадью почти 1000 м2;

-          разноплановая культурно-образовательная работа для 300 000 посетителей ежегодно;

-          экологические и семейные праздники;

-          внедрение новейших музейных технологий;

-          активная издательская деятельность.

Находится музей на ст. м. Академическая, ул.Вавилова, 57

«Век Дарвиновского музея»

Музей, как и всякое яркое явление в культуре, начинается с личности. Такой личностью для Дарвиновского музея был его основатель и бессменный директор до 1964 года, доктор биологических наук, профессор Александр Федорович Котс. Если бы понадобилось в нескольких словах охарактеризовать личность этого неординарного человека, то слова – ученый, музеолог и педагог - наиболее полно высветили бы грани дарования Александра Федоровича.

А начиналось все с малого - с детских увлечений мальчика. В своих воспоминаниях Александр Федорович писал: «С трех лет я себя чувствую зоологом, с пяти - музейцем, страстным собирателем всего, что хоть немного относится к животным. Эту мою любовь к Природе я считаю унаследованной от отца и матери."

Александр Котс родился в Москве в 1880 году в семье немецкого эмигранта, доктора философии Геттингенского университета, одаренного ботаника, лингвиста и поэта-любителя Альфреда Карловича Котса и Евгении Александровны, урожденной Грасман.

Область научных интересов будущего биолога определилась довольно рано. В 1899 году, 19-летний гимназист Саша Котс отправился в свою первую самостоятельную экспедицию в Западную Сибирь. Впечатления от природы этого края были необыкновенно яркими, а изготовленные юным исследователем препараты птиц легли в основу будущего Дарвиновского музея. Именно эти чучела птиц, представленные на ХIV выставке Всероссийского общества Акклиматизации, принесли Александру признание его таксидермического мастерства и Большую серебряную медаль.

Если собранные коллекции положили начало будущему Дарвиновскому музею, то научные результаты ученика 7 класса гимназии были удостоены публикации в сборнике трудов Общества испытателей природы. Первая научная статья называлась “Заметки об орнитологической фауне Юго-Западной Сибири”.

В нашем интернет-магазине Вы можете подобрать и приобрести любые статуэтки (в том числе и индонезийские)!

Успех начинающего биолога и таксидермиста был не случаен. Решающую роль в нем, несомненно, сыграло знакомство с Фридрихом Карловичем Лоренцом (1842 - 1909) - известным зоологом-систематиком и владельцем лучшей таксидермической фирмы Москвы.

Чучела, изготовленные опытными мастерами фирмы Ф.К.Лоренца, отличались высоким качеством, динамичными и естественными позами. Именно поэтому их так охотно покупали все крупные зоологические музеи Европы. Александр Котс не только учился у опытных препараторов, но и использовал любой шанс для пополнения своей домашней коллекции. Конечно, тощий кошелек гимназиста был не в состоянии оплатить все желаемые приобретения, но Ф.К.Лоренц давал юному энтузиасту право вносить плату в рассрочку. Многолетняя дружба этих людей оборвалась лишь со смертью Фридриха Карловича. Чтобы сохранить в целостности, спасти от “распыления” результаты сорокалетних коллекционных сборов по изменчивости окраски животных, Александр Федорович предложил наследникам Лоренца себя в качестве финансового директора фирмы. По его просьбе жалование ему платили чучелами, а мастерская по-прежнему работала для музея по льготным ценам. Три томительных года, заполненных конторскими книгами, бланками заказов, капризами клиентов, обернулись в итоге сотнями прекрасных музейных экспонатов.

Но все это было позже. А тогда, на исходе XIX века, ни о каком музее не шло еще и речи. Просто была домашняя зоологическая коллекция красивых и редких экспонатов, не объединенных общей идеей.

В 1901 году Александр Котс поступил на естественное отделение физико-математического факультета Московского университета. Увлекательные лекции М.А.Мензбира, В.И.Вернадского, К.А.Тимирязева, А.П.Павлова заставили забыть о давнем увлечении. Теперь все средства, выручаемые от частных уроков по биологии, уходили на приобретение иностранной литературы по общей биологии. Труды А.Уоллеса, Г. де-Фриза, А.Вейсмана, купленные А.Ф.Котсом в те годы, бережно хранятся в библиотеке музея по сей день.

В 1905 году Александр Котс едет за границу в Вилла-Франку на практику по гидробиологии. Кроме этого, его очень интересовала постановка курса дарвинизма в крупнейших университетах Европы. Личное знакомство со столпами эволюционного учения: Гуго де-Фризом, Августом Вейсманом, Эрнстом Геккелем оказалось очень полезным для студента-биолога; вместе с тем он обратил внимание, что отсутствие демонстрационных материалов в аудиториях делает лекции сухими, формальными. Длинной чередой прошли перед глазами А.Ф.Котса естественнонаучные музеи Мюнхена, Берлина, Дрездена, Штутгарта, Бреславля, Лейпцига, Франкфурта, Иены, Бонна, Брюсселя, Парижа, Лондона... Но как же похожи оказались они на стеллажи огромной библиотеки, где каждая витрина - редчайший манускрипт, закрытый наглухо для неподготовленного посетителя. “Везде все те же монотонные ряды звериных или птичьих чучел, как будто самая искусная инсценировка жизни животных в состоянии раскрыть смысл изучения живой природы”, - писал А.Ф.Котс. Даже в знаменитом Дарвиновском зале Британского музея его поразило “богатство фактов и скудость, недосказанность объединяющей идеи”.

Вот тут-то Александр и вспомнил о своей коллекции! Он загорелся идеей создать у себя на родине музей, пропагандирующий основы эволюционного учения. Но как?.. Не было ни средств, ни помещения для осуществления мечты. Ничего - кроме блестящей идеи и энтузиазма.

Было ясно, что новый музей должен сплавить в одно действующее целое два творческих начала: теоретические знания и их наглядное подтверждение. Фортуна улыбнулась искателю. В 1907 году Александр Котс был приглашен на московские Высшие женские курсы для ведения практических занятий по анатомии животных, а несколько позже молодому преподавателю доверили чтение лекций по дарвинизму.

Это событие стало поворотным пунктом в судьбе музея и его основателя. Из тесной квартиры коллекция перебралась в зоологическую лабораторию курсов и “...накануне лекций десятки препаратов извлекались из шкафов и располагались на столах в аудитории в порядке, предусмотренном ролью каждого объекта”. Молодая аудитория с вниманием и благодарностью встречала увлеченного лектора.

Определилось и новое направление комплектования музея. А.Ф.Котс писал, что коллекции “объединялись по отдельным главам эволюционного учения: географическая, возрастная и персональная изменчивость, приспособления, менделизм, ламаркизм, происхождение человека...”. Ответы на кипы писем с заказами в Германию, Англию, Францию не заставляли себя долго ждать. “Редкая неделя обходилась без посылок, редкий день не приносил конвертов с иностранной маркой и редкий час - без новых планов о дальнейших пополнениях музея”, - вспоминал впоследствии Александр Федорович. Частично новые экспонаты оплачивались зоологической лабораторией, которой руководил в те годы Н.К.Кольцов, но большая часть по-прежнему покупалась на средства основателя музея.

В 1911 году в жизни Александра Котса произошло очень важное событие: он женился на Надежде Николаевне Ладыгиной (1889-1963). Это она - прилежная третьекурсница МВЖК, староста биологического кружка, увлеченная в равной степени психиатрией и зоологией - станет потом известным ученым-зоопсихологом, автором многих научных трудов, доктором биологических наук. В ту пору будущая научная карьера только угадывалась. Со старинных фотографий спокойно и внимательно глядит на нас несравненной красоты девушка. Стройный стан, бархатно-карие глаза, длинные косы, уложенные русым венцом вокруг головы. Черты этого нежного облика как зеркало отражают прекрасную душу. Девушка с пророческим именем “Надежда” навсегда связала свою судьбу с Александром Федоровичем. Полвека, полных тяжелых испытаний и радостных побед, связывали ее с музеем, честь основания которого А.Ф.Котс бесспорно разделял с ней.

Молодая чета с удвоенной энергией занялась музейной коллекцией. Именно про те годы истории музея А.Ф.Котс писал: ”На последние рубли недоедающих хозяев в адрес курсов прибывали посылки с райскими птицами и прочими чужеземными редкостями”. Удача для этих людей была не в материальном не материальном благополучии, не сытости. На вершины счастья их поднимала страсть к созиданию, жизнь в творчестве.

Весной 1913 года Александр Котс вместе с Надеждой Николаевной вновь поехал за границу. На этот раз основной целью поездки было приобретение новых экспонатов в таксидермических фирмах Лондона, Берлина, Гамбурга и Галле, куда поступали собранные со всего света экзотические животные. Кроме множества естественнонаучных экспонатов были куплены книги по биологии и пять подлинных писем Ч. Дарвина.

В том же 1913 году были изданы научные труды Александра Котса: “Этюды по теории эволюции” и “Пути и цели эволюционного учения в отражении биологических музеев”. В последней работе впервые обосновывалась необходимость использования произведений искусства в естественнонаучных музеях.

Даже в суровые годы революции и гражданской войны, полные смятения, террора, голода и холода, сотрудники музея не прерывали своей работы. В нетопленных музейных стенах создавались скульптуры, картины, чучела животных, велись научные исследования. В январе 1918 года Губернский комиссар (и профессор Высших женских курсов) Павел Карлович Штернберг выдал охранное удостоверение на “представляющие большую научную ценность” коллекции музея.

Время было тяжелое: Котсу приходилось совмещать сразу множество должностей. Он преподавал в МГУ, Военно-педагогической академии, Педагогическом институте, читал научно-популярные лекции в многочисленных клубах. Кроме того, в 20-е годы А.Ф.Котс был назначен директором московского зоопарка. Здесь он возобновил, прерванную в годы революции, экскурсионную и научно-исследовательскую работу. Экспериментальные исследования проводились по зоопсихологии, генетике и межвидовой гибридизации. Столь непростое совмещение должностей ученого оказалось полезно и для музея. Результаты этих работ, зафиксированные в фотографиях, рисунках и чучелах, и сегодня являются неоценимым экспозиционным материалом.

Не только вопросы общей биологии волновали директора музея. Постоянной проблемой научного творчества Александра Федоровича была разработка экспозиционных и лекционных методов пропаганды эволюционного учения. К 1941 году, за 30 лет существования музея, Котс ознакомил с экспозицией около полумиллиона посетителей. Его блестящий лекторский талант ни одного человека не оставлял равнодушным. В архиве хранятся сотни благодарных писем и восторженных отзывов в адрес Александра Федоровича.

Несмотря на трудоемкую работу по комплектованию и учету коллекций, бесконечные хлопоты о строительстве нового музейного здания, Александр Федорович находил время для творчества. Он автор более двухсот музееведческих работ. Однако большая часть его творческого наследия находится в рукописях. Сегодня мы вновь обращаемся к ним. Начиная с 1993 года, сборники Трудов Государственного Дарвиновского музея открывают статьи его основателя. Эти работы не утратили своей актуальности и являются классикой музееведения.

О судьбе музея и его основателя можно было бы рассказывать долго. Однако лучше всего Котса характеризуют его же слова: “Та самая настойчивость, которая когда-то заставляла меня мальчиком добровольно голодать, тратя данные на завтрак деньги на покупку мертвых птичек и зоологических картинок, - та же самая настойчивость, и упорство двигали мною полвека, побуждая день за днем и год за годом собирать, накапливать десятки, сотни, тысячи научных экспонатов для музея...” Своим энтузиазмом директор заражал и сотрудников. Творчество объединяло всех. Коллекции росли, со временем экспозиционные залы музея стали напоминать переполненные фондохранилища. Однако ждать новых стен музею пришлось очень долго. Только в 1995 году сбылась заветная мечта основателя и многих поколений сотрудников - Дарвиновский музей вновь открыл двери перед своими гостями.

Александр Федорович прожил нелегкую, полную лишений и невзгод, но прекрасную жизнь. Ему посчастливилось застать свое детище признанным и любимым, с дружным коллективом, работающим в направлении, которое когда-то определил он сам. А.Ф. Котс завещал нам, своим потомкам, очень многое: свой музей, свои статьи, свой пример противостояния хаосу, свой мальчишеский пыл и опыт патриарха. Жизнь, к счастью иногда дарит нам незаменимых людей.

Официальный сайт музея: www.darwin.museum.ru
















































DSC_0169.JPG



































DSC_0137.JPG









































































































к главному разделу




ЦИТАТА ДНЯ:
Времени нет, есть только мгновение. И поэтому в одно это мгновение надо полагать все свои силы.(Толстой Л. Н.)