История происхождения славянских рун

Одни из первых доводов, приводимых в пользу существования славянского рунического письма, выдвигались еще в начале прошлого столетия, но некоторые приведенные тогда свидетельства, теперь относятся не к «рунице», а к глаголице, другие оказались несостоятельными. Тем не менее, некоторые из доводов сохраняют силу и по наше время.


Например, свидетельство Титмара, не дает ни единой возможности оспаривания. В описании славянского храма Ретры, который располагался на земле лютичей, он обращает внимание на тот факт, что поверхность идолов этого храма, была испещрена надписями, выполненными «особыми», негерманскими рунами. Абсурдно было бы предполагать, что, будучи образованным человеком, Титмар, не узнал бы стандартные младшие скандинавские руны, в случае начертания имен богов на идолах жителями Скандинавии.


В тексте Массуди, который описывает один из славянских храмов, так же всплывает упоминание о неких, высеченных на камнях, знаках, а Ибн Фодлан, заводя разговор о славянах конца первого тысячелетия, говорит о существовании у них намогильных надписей на столбах. Так же, он убежден в том, что у славян существовало докириллическая система письма, и даже, в одном из своих трактатах, приводит рисунок такой надписи, вырезанной на куске дерева (знаменитая, так называемая, «Недимовская» надпись). Сохранившаяся в списке девятого века, чешская песня «Суд Любаши», содержит строки, в которых говорится о «дески правдодатне», о законах, записанных некими письменами на деревянных досках.


Многие археологические данные, так же указывают на существование рунического письма у древних славян. Одними из самых древних из них, являются находки керамики с фрагментами надписей, которые принадлежат «черняховской» археологической культуре. Она датируется первым – четвертым веками и, однозначно, связана со славянами. Эти надписи, уже тридцать лет назад, были определены, как следы письменности. Такие находки не единичны. У села Лепесовка (южная Волынь) с такими «черняховскими» надписями, были найдены осколки керамики, в Рипневе – глиняный черепок, представляющий собой, скорее всего, осколок сосуда. Знаки, покрывающие черепок, не оставляют ни одного сомнения, что это – именно надпись. Но, к сожалению, осколок настолько мал, что дешифровка оказалась попросту невозможной.


Вообще, керамика черняховской культуры, дает очень интересный, но слишком ограниченный для дешифровки материал. Например, очень интересен глиняный славянский сосуд, который обнаружили в 1967-м году, при проведении раскопок у села Войсковое (на Днепре). Его поверхность покрыта надписью, состоящей из двенадцати позиций, и использующая шесть знаков. Ни прочтению, ни переводу надпись не поддается, хотя попытки дешифровки были приняты не раз. Тут следует обратить внимание на то, что графика этой надписи имеет определенное сходство с графикой рунической. И даже больше, чем просто сходство! Добрая половина знаков – три из шести – полностью соответствуют рунам Футарка (Скандинавия). Эти три знака – это руны: «Гебо», «Дагаз» и второстепенный вариант руны «Ингуз» (ромб, установленный на вершину).


Вторая, более поздняя, группа свидетельств использования рунического письма славянами, состоит из памятников, которые связывают с венедами – балтийскими славянами. Первым таким памятником, следует указать, так называемые «Микоржинские» камни, которые обнаружили в 1771-м году, в Польше.

Руны

В середине девятого века, в ходе германского завоевания, был разрушен один из храмов славян - «Радегаст», в Ретре. На найденных, в наше время, осколках культовых предметах этого храма, так же были обнаружены подобные руны.


Рунический алфавит


Судя по всему, как и руны континентальных и скандинавских германцев, руны славян восходят к альпийским (североиталийским) алфавитам. На данный момент, известно несколько основных вариантов письменности альпийцев, которой владели, кроме северных этрусков, кельтские и славянские племена, живущие по соседству. Каким же именно способом, италийское письмо попало в поздние славянские регионы и как происходило вообще взаимовлияние между славянской и германской руникой, до сих пор – неизвестно.


Тут необходимо отметить, руническую культуру надо воспринимать намного шире, нежели элементарные навыки письменности. Это целый культурный пласт, включающий и мифологию, и религию, и некоторые аспекты магического искусства. В Этрурии и Венеции, например, алфавит воспринимали, как имеющий божественное происхождение, и могущему оказывать магическое воздействие. В этрусских погребениях были найдены таблички с перечислением алфавитных знаков, простейшего вида рунической магии, распространенного на северо-западе Европы, которые являются подтверждением вышеизложенного факта.


Таким образом, ведя разговор о рунической письменности древних славян, невозможно оставить вопрос о существовании древнеславянской рунической культуры в целом. Обладатели этой культуры – славяне языческого времени, и сохранилась она, судя по всему, и во времена «двоеверия» (когда на Руси одновременно существовало и язычество, и христианство – десятый – шестнадцатый века).


Прекрасным тому примером является обширное использование славянами руны «Ингуз» (из рун «Фрейра»). Другим примером служит одно из вятических височных колец двенадцатого века. Лопасти его покрыты знаками, которые на деле являются рунами. На третьих от краев лопастях изображены руны «Альгиз», а на центральной лопасти – та же руна, но в сдвоенном варианте. Так же, как и руна «Фрейра», «Альгиз» впервые фигурировала в составе «Футарка». Она без изменений просуществовала около тысячелетия и вошла, практически, во все рунические алфавиты (исключение – поздние шведско-норвежские, которые не применялись в магических целях, и существовавшие около десятого века). Руна эта, изображена на височном кольце не случайно. «Альгиз» является защитной руной, а одно из ее магических свойств – защита от злой воли окружающих и от чужого колдовства. Применение руны «Альгиз» славянами и их предками, имеет давнюю историю. В древние времена, четыре руны «Альгиз» объединяли так, чтобы образовывался двадцати-конечный крест, который имел, видимо, те же свойства, что и сама руна.


Следует, впрочем, отметить, что подобные символы, обладающие магическими свойствами, появлялись у различных народов, и независимо друг от друга. Примером служит бронзовая бляха из Мордовии, которую относят к концу первого тысячелетия нашей эры. Она была найдена в Армиевском могильнике. Одним из рунических знаков, относящихся к неалфавитной группе, является свастика – и трех-, и четырехветвевая. В славянском мире, изображения таких свастик встречается повсеместно, хоть и не особо часто. Это имеет подоплеку – свастика представляет символику огня, и в некоторых случаях – плодородия. Для широкого применения, такая руна слишком «мощная» и значительная. Так же, как и двенадцатиконечный крест, свастика встречается у скифов и у сарматов.


Особый интерес представляет височное кольцо, которое, опять же, принадлежит вятической культуре. Лопасти его покрыты гравировкой из сразу нескольких разных знаков – целой коллекции символов древнеславянской магии. На центральной части лопасти изображена немного видоизмененная руна «Ингуз», а первые от центра лепестки – пока еще не совсем ясные изображения. На вторых от центра лепестках начертан двенадцатиконечный крест, который представляет, скорее всего, модификацию креста из четырех рун «Альгиз». Наконец, на крайних лепестках выгравирована свастика. Ну что ж, мастер, изготовивший это кольцо, создал могущественный талисман.

Рунический алфавит

Руна "Мир"


Форма руны Мир представляет образ Древа Мира, Мироздания. Также, представляет внутреннее «Я» человека, центростремительные силы, стремящие Мир к Порядку. В магическом отношении, руна Мир символизирует защиту, покровительство богов.


Руна "Чернобог"


В противоположность руне Мир, руна Чернобог является символом сил, стремящих мир к Хаосу. Магическое предназначение руны: разрушение старых связей, прорыв магического круга, выход из любой замкнутой системы.


Руна "Алатырь"


Руна Алатырь - это руна центра Мироздания, руна начала и конца всего сущего. Это то, вокруг чего вращается борьба сил Порядка и Хаоса; камень, лежащий в основании Мира; это закон равновесия и возвращения на круги своя. Вечное круговращение событий и неподвижный их центр. Магический алтарь, на котором совершается жертвоприношение суть отражение камня Алатыря. Это и есть тот сакральный образ, который заключен в этой руне.


Руна "Радуга"


Руна дороги, бесконечного пути к Алатырю; путь, определяемый единством и борьбой сил Порядка и Хаоса, Воды и Огня. Дорога - это нечто большее, чем просто движение в пространстве и времени. Дорога - это особое состояние, равно отличное и от суеты, и от покоя; состояние движения между Порядком и Хаосом. У Дороги нет ни начала, ни конца, но есть источник и есть итог... Древняя формула: "Делай, что хочешь, и будь, что будет" могла бы послужить девизом этой руны. Магическое значение руны: стабилизация движения, помощь в путешествии, благоприятный исход сложных ситуаций.


Руна "Нужда"


Руна Вия - бога Нави, Нижнего Мира. Это - руна судьбы, которой не избежать, тьмы, смерти. Руна стеснения, скованности и принуждения. Это и магический запрет на совершение того или иного действия, и стесненность в материальном плане, и те узы, что сковывают сознание человека.


Руна "Крада"


Славянское слово "Крада" означает жертвенный огонь. Это руна Огня, руна устремления и воплощения стремлений. Но воплощение какого-либо замысла всегда есть раскрытие этого замысла Миру, и поэтому руна Крада - это еще и руна раскрытия, руна потери внешнего, наносного - того, что сгорает в огне жертвоприношения. Магическое значение руны Крада - очищение; высвобождение намерения; воплощение и реализация.


Руна "Треба"


Руна Воина Духа. Значение славянского слова "Треба" - жертвоприношение, без которого на Дороге невозможно воплощение намерения. Это сакральное содержание данной руны. Но жертвоприношение не есть простой дар богам; идея жертвы подразумевает принесение в жертву себя самого.


Руна "Сила"


Сила - достояние Воина. Это не только способность к изменению Мира и себя в нем, но и способность следовать Дороге, свобода от оков сознания. Руна Силы есть одновременно и руна единства, целостности, достижение которой - один из итогов движения по Дороге. И еще это руна Победы, ибо Воин Духа обретает Силу, лишь победив самого себя, лишь принеся в жертву себя внешнего ради высвобождения себя внутреннего. Магическое значение этой руны прямо связано с ее определениями как руны победы, руны могущества и руны целостности. Руна Силы может устремить человека или ситуацию к Победе и обретению целостности, может помочь прояснить неясную ситуацию и подтолкнуть к правильному решению.


Руна "Есть"


Руна Жизни, подвижности и естественной изменчивости Бытия, ибо неподвижность мертва. Руна Есть символизирует обновление, движение, рост, саму Жизнь. Эта руна представляет те божественные силы, что заставляют траву - расти, соки земли - течь по стволам деревьев, а кровь - быстрее бежать по весне в человеческих жилах. Это руна легкой и светлой жизненной силы и естественного для всего живого стремления к движению.


Руна "Ветер"


Это - руна Духа, руна Ведания и восхождения к вершине; руна воли и вдохновения; образ одухотворенной магической Силы, связанной со стихией воздуха. На уровне магии руна Ветра символизирует Силу-Ветер, вдохновение, творческий порыв.


Руна "Берегиня"


Берегиня в славянской традиции - женский образ, ассоциирующийся с защитой и материнским началом. Поэтому руна Берегини - это руна Богини-Матери, ведающей и земным плодородием, и судьбами всего живого. Богиня-Мать дает жизнь душам, приходящим, чтобы воплотиться на Земле, и она отнимает жизнь, когда приходит время. Поэтому руну Берегини можно назвать и руной Жизни, и руной Смерти. Эта же руна является руной Судьбы.


Руна "Уд"


Во всех без исключения ветвях индоевропейской традиции символ мужского члена (славянское слово "Уд") связывается с плодородной творческой силой, преображающей Хаос. Эта огненная сила называлась греками Эрос, а славянами - Ярь. Это не только сила любви, но и страсть к жизни вообще, сила, соединяющая противоположности, оплодотворяющая пустоту Хаоса.


Руна "Леля"


Руна связана со стихией воды, а конкретно - Живой, текучей воды в родниках и ручьях. В магии руна Леля - это руна интуиции, Знания вне Разума, а также - весеннего пробуждения и плодородия, цветения и радости.


Руна "Рок"


Это - руна трансцендентного непроявленного Духа, который есть начало и конец всего. В магии руна Рока может применяться для посвящения предмета или ситуации Непознаваемому.


Руна "Опора"


Это руна оснований Мироздания, руна богов. Опора - это шаманский шест, или дерево, по которому шаман совершает путешествие на небо.


Руна "Даждьбог"


Руна Даждьбога символизирует Благо во всех смыслах этого слова: от материального богатства до радости, сопутствующей любви. Важнейший атрибут этого бога - рог изобилия, или, в более древней форме - котел неисчерпаемых благ. Поток даров, текущих неиссякаемой рекой, и представляет руна Даждьбога. Руна означает дары богов, приобретение, получение или прибавление чего-либо, возникновение новых связей или знакомств, благополучие в целом, а также - удачное завершение какого-либо дела.


Руна "Перун"


Руна Перуна - бога-громовержца, защищающего миры богов и людей от наступления сил Хаоса. Символизирует мощь и жизненную силу. Руна может означать появление могучих, но тяжелых, сил, могущих сдвинуть ситуацию с мертвой точки или придать ей дополнительную энергию развития. Символизирует также личное могущество, но, в некоторых негативных ситуациях, - могущество, не отягощенное мудростью. Это и подаваемая богами прямая защита от сил Хаоса, от губительного воздействия психических, материальных или любых других разрушительных сил.


Руна "Исток"


Для верного понимания этой руны следуест вспомнить, что Лед - одна из творческих изначальных стихий, символизирующая Силу в покое, потенциальность, движение в неподвижности. Руна Истока, руна Льда означает застой, кризис в делах или в развитии ситуации. Однако следует помнить, что состояние замороженности, отсутствия движения, заключает в себе потенциальную силу движения и развития (означаемую руной Есть) - так же, как и движение заключает в себе потенциальный застой и замерзание.


Литература
Мифология древнего мира, -М.:Белфакс, 2002
Б.А.Рыбаков «Язычество древних славян», -М.:Русское слово, 1997
В.Калашников «Боги древних славян», -М.:Белый город, 2003
Д.Гаврилов, А.Наговицын «Боги славян. Язычество. Традиция», -М.:Рефл-Бук, 2002

к главному разделу




ЦИТАТА ДНЯ:
Времени нет, есть только мгновение. И поэтому в одно это мгновение надо полагать все свои силы.(Толстой Л. Н.)