Время Богов. Египет

Слово «Бог», на египетском языке – «Нетер», в отличие от нашего представления, либо представления греков или римлян, в древнем Египте имело совершенно иное значение. «Нетер» означало – «достопочтенный», «возвышенный». Солнце, Нил, Небо, Земля – это были «Нетеры», так же, как и герои прежних времен, строители и основатели государства. Даже царь, если он был на самом деле тем, кем должен быть - защитником и попечителем государства, получал звание «Нетера». В этом случае ему воздвигались алтари, абсолютно так же, как добрый сын еженощно молился перед идолом своего родителя, принося жертвы на маленьком алтаре.

Изначально в Египте существовало четыре неразделимых Бога:

1. Вещество, Материя - прародитель всего и вся. Свет бытия и все, что в нем есть, произошли из этого Вещества, но само Вещество не могло произойти из чего-нибудь. Оно было «несотворенным» и именовалось Богиней «Нет».

2. Дух, который живет и действует в Материи. Имя ему – Бог «Неф». Нет и Неф неразделимо связаны между собой – невозможно представить Материю, лишенную сил, которые в ней действуют. Асблолютно так же, ни одна сила не может существовать без Материи, в которой она функционирует. От этих двух Богов – «Нет» и «Неф» - произошло все, что только существует на свете.

3. Сама Материя, так же, как и силы в ней, занимает окружающее ее пространство. Но следуя логике, можно предположить, что раз материя – «несотворенная», существовала ВСЕГДА, то и пространство, ей занимаемое, так же – вечное. Это пространство – Богиня «Пашт». В ней все покоится, исчезает и восстает.

4. Все, что существует, находится в пространстве подвластно времени. Само время не имеет ни начала, ни конца, оно не было сотворено и оно не происходило ни от кого. Неделимое Время, Вечность – это Бог «Себек».

Итак, Дух, Вещество, Время и Пространство – неотделимы друг от друга. Нет и Неф, Пашт и Себек – четыре первых величайших божества, из которых, через которых и в которых произошло все, но сами они не произошли, они – непреходящи, несозданны и неразделимы. Они - одно целое.

Анубис

Но как верно представить себе это единение, не знает ни один человек – это скрыто от него, это непонятно, это – «Амун», то есть – Таинственное, Скрытое («Ом» - «не», «нет»; «Ун» - «открытый»). Амун – неизведанное единство четырех первых Богов, само предстает высочайшим Божеством. «Амун» - великое четвероединство, сплетение Нета и Нефа, Пашта и Себека. Амун присутствует во всем.

Материя изначально не имела формы, но и время не стоит на месте. И вот, часть Материи отделилась, приняла форму и превратилась в «Мир». Таким образом, мир принял свое обличие шара в четвероединстве, как часть его, но даже после этого, он все еще остался быть объятым Амуном.

Часть же Бога Неф, переместило свою деятельность в нутро мира и начало творить. Этот творящий дух именуется Богом «Мент». Сначала он создал первоначальный огонь, первоначальное тепло – Бога «Птаха», ведь без тепла невозможна ни растительная, ни животная жизнь; без тепла абсурдно понятие «испарение», а следовательно, нет деления на влажное и сухое. Без тепла было нельзя – это была основа для бытия всего сущего.

После этого, под влиянием Мента и действии Птаха начинает отделяться неустроенная, перемешанная мировая масса, которая находилась в покое, в виде шара в недрах Амуна. Самое тонкое поднимается к поверхности, стягивается там и образует твердый Свод, Небо – это Богиня «Пэ». Более плотное и грубое оседает в центре, там густеет и превращается в Землю – Богиню «Ануке».

У Египтян отсутствовал Бог небесного свода, который управлял бы луною, звездами и солнцем, но при этом, сам небосвод был Божеством. У них не существовало Бога Земли, который отвечал бы за рост растений и питание животных, но сама Земля была Богиней.

Итак, мир был сформирован, так же, как и небосвод с землей. Но еще повсюду была тьма, смены дня и ночи не существовало. Зато, оставалась еще часть первоначальной материи, которая передвигалась бесформенной массой между небом и землей. Тогда Мент, Дух творения, и Птах, первобытный огонь, образовали из этой материи два коллосально больших тела – Солнце – Бога «Ра» и Луну – Бога «Эаг». Следует обмолвиться, что при этом, представлять Мента в виде личности – было бы ошибкой. Он – только присущая веществу сила, словно, например, сила, действующая в магните и притягивающая железо. Птах – не Бог огня, но только сама всепроницающая теплота.

Только когда образовались солнце и луна, речь могла пойти о разделении времени суток. С Богом, и через Бога Ра, одновременно произошли две Богини – «Сате», день и светлая половина мира и «Гатгар», ночь и мрачная половина мира. Ранее считалось, что Богиня ночи произносилась, как «Гафор», но верное произношение – именно «Гатгар», ведь оно сложено из двух слов «гат» и «гар». В древнем Египте, день и ночь не считались вечными, ведь они появились только после того, как было образовано солнце. Наша же история творения, повествует о том, что «и был вечер, и было утро», и только на четвертый день, Господь Бог создал солнце.

Гор

Итак, Божества, о которых мы говорили, поделились на два типа:

1. «Амун» - четыреединый и непостижимый, состоит из:

- Бога «Неф» - первобытный дух

- Богини «Нет» - материя или вещество, в котором обитает Неф

- Бога «Себек» - Вечность или неделимое время

- Богини «Пашт» - Бесконечное пространство, в котором находится «Нет»

2. Внутримировые Божества:

- Бог «Мент» - Дух творения

- Бог «Птах» - первоначальная теплота, огонь

- Бога «Анке» - земля

- Богиня «Пэ» - небосвод

- Бог «Ра» - солнце

- Бог «Эаг» - луна

- Богиня «Сате» - день или светлая половина мира

- Богиня «Гатгар» - ночь или мрачная половина мира

Ра

После того, как мир был сотворен, появился еще один Бог – «Яро» или Нил. Он почитался под разными именами, которые зависели от того, с какой точки зрения на него смотрели. К примеру, если его рассматривали, как источник всякой жизни, то его звали Бог «Ак», так как своими илистыми водами он покрывает землю и поставляет вещества для всего существующего на ней. Если же он представлял образ Богини «Нет», то назывался Богиней «Нетне».

К Богам в древнем Египте относили и героев. Если именно Боги не имели в себе ничего человеческого, то герои-Боги – люди, в полном смысле этого слова. Одним из знаменитых таких Богов, была семья великого царя Осири. Состояла она, собственно из Осири, который был царем, основал государство, и, между прочим, научил людей виноделию; его супруги – Изи. Она была царицей и научила людей хлебопашеству. Так же, у них были братья и сестры – Гаруери, Сет – именно он изобрел оружие, научив людей использовать его, и поэтому приобрел статус Бога войны и Небфи – она являлась покровительницей семьи. Она считалась Богиней семейного счастья и очага, она же научила людей стоить дома. У Осири и Изи, в дальнейшем появились дети – Гор, так же, известный под именем Горус; Анта – которую греки называли Бубастис; и Гарпекроти или Гар – «дитя», который появился сразу после смерти Осириса.

В звание Богов возводились и другие герои, в память о них строили храмы, воздвигали алтари, приносили жертвы перед статуями. Им молились, возливая на алтари молоко, вино и масло, о них составляли трактаты. По большим праздникам, им пели и в их честь воскуряли благовония.

Конечно и естественно, что различные Боги почитались тем более, чем понятнее и ближе к народу они были. Птах, первобытная теплота и огонь, чествовался гораздо более чаще, нежели Мент – дух творения, ибо огонь был более понятен и нагляден, чем какая-то создающая сила, которую можно было увидеть лишь в своих действиях. Еще большее количество храмов воздвигалось в честь Бога солнца – Ра – из-за того, что все видели, как оно, светлое и ясное, каждый день перемещается по небосводу, а его влияние было доступно и понятно каждому. И каждый, даже самый необразованный человек, был изумлен солнцем, а сердце его было проникнуто благодарностью к нему. Каждый был благодарен за то, что теплое, ясное солнечное сияние благотворно сказывается на росте растений, без которых невозможна жизнь и человека, и любого животного. Поэтому, идолы Бога Ра были распространены по всей стране.

Но больше всего, мольбы возносились Богам, которые были сами людьми. Ведь они стояли ближе всего к народу и были понятны каждому. Изи и Осири воспевались повсюду, воспевались о том, что они делали для страны. Каждый мог оценить это. Не было почти ни одного города, в котором не был бы построен храм великому Осири. Гораздо меньше было храмов Бога Эан (луна) и еще меньше – Богини Нет (первоначальное Вещество).

Литература
Мифология. Энциклопедия, -М.:Белфакс, 2002
Легенды и мифы Древнего Египта, -М.:Летний Сад, 2001

к главному разделу




ЦИТАТА ДНЯ:
Поступайте по собственной совести, но при этом понимайте, что Ваша совесть может ошибаться.(Франкл В.)