Разговор с полтергейстом. Часть II


Разговор с полтергейстом


Приведем беседу, вызванную фактами, происшедшими в июне 1860 года на улице Нуайе в Париже.


ВОПРОС (к св.Людовику): Будьте добры сказать нам, являются ли факты, кои, как говорят, произошли на улице Нуайе, реальными? Что касается их возможности, то мы в ней не сомневаемся.


ОТВЕТ: Да, эти факты истинны; только людское воображение огрубило их либо из страха, либо из насмешки; но, повторяю я, они истинны. Эти проявленья вызваны неким духом, немного забавляющимся за счет обитателей этого дома.


ВОПРОС: Есть ли в доме лицо, являющееся причиной этих проявлений?


ОТВЕТ: Они всегда обусловлены присутствием лица, на которое нападают; это значит, что дух-возмутитель спокойствия злится на человека, живущего в этом месте, и хочет сыграть с ним дурные шутки, и даже старается заставить его переехать в другое место.


ВОПРОС: Мы спрашиваем, есть ли среди обитателей этого дома кто-нибудь, кто б был причиной этих явлений через самопроизвольное и невольное медианимическое влияние?


ОТВЕТ: Да, оно необходимо и должно быть, без этого факт не мог бы состояться. Какой-то дух живет в облюбованном им месте; он остается в бездействии до той поры, пока в этом месте не появится натура, благоприятная для его проявления; когда такое лицо появляется, то он забавляется тогда, как только может.


ВОПРОС: Присутствие этого лица, является ли оно необходимым в самом месте проявления?


ОТВЕТ: Чаще всего так оно и бывает, и так было оно и в том случае, какой вы приводите; вот почему я говорю, что без этого факт бы не мог состояться; но у меня не было намеренья делать обобщения; бывают случаи, в которых непосредственное присутствие не является необходимым.


ВОПРОС: Поскольку духи эти всегда низшего порядка, то способность быть им помощником, не является ли она признаком, говорящим не в пользу данного лица? Не возвещает ли это определенной симпатии с существами подобной природы?


ОТВЕТ: Нет, не совсем так, ибо эта способность связана с физическим устройством организма; однако это очень часто возвещает материальную склонность, которую было бы предпочтительно не иметь; ибо чем выше человек нравственно, тем более привлекает он к себе хороших духов, кои необходимо удаляют от него дурных.


ВОПРОС: Где дух берет предметы, коими он швыряется?


ОТВЕТ: Эти столь различные предметы чаще всего берутся им на месте или где-то по соседству; сила, идущая от духа, бросает их в пространство, и они падают в месте, назначенном этим духом.


ВОПРОС: Поскольку самопроизвольные проявления часто позволены и даже вызваны с целью убедить, то нам кажется, если б некоторые скептики были бы лично их объектом, то они оказались бы вынуждены сдаться под напором очевидности. Иногда они сожалеют, что не могли быть очевидцами убедительных фактов; не зависело ли б от духов дать им некоторое ощутимое доказательство?


ОТВЕТ: Разве атеисты и материалисты не являются всякое мгновенье очевидцами проявлений могущества Божьего, а также могущества души и мысли? Но это не мешает им отрицать и Бога, и душу. Разве чудеса Иисуса обратили всех его современников в истинную веру? Разве фарисеи, говорившие ему: «Учитель, яви нам какое-либо чудо!», не походят на тех, кто в ваше время требует, чтоб вам показали их проявления? Если их не убеждает чудо из чудес - чудо сотворения, то пусть бы даже духи являлись им самым недвусмысленным образом, их бы это убедило ничуть не более прежнего, потому что гордыня их делает их словно норовистыми лошадьми. У них никогда бы не было недостатка в возможностях увидеть, если б они искали возможности эти с доброй волей, поэтому Бог не считает нужным сделать для них более того, что Он делает для тех, кто искренно стремится образоваться, ибо Он вознаграждает лишь людей доброй воли. Их неверие не сможет помешать исполненью божественной воли; вы прекрасно видите, что оно не помешало распространенью учения.


Перестаньте же беспокоиться их противодействием, которое для ученья то же, что тень для света, придающая ему лишь большую рельефность и яркость. Какова была б их заслуга, если б они были убеждены силой? Бог оставляет им всю ответственность за упрямство их, и ответственность эта будет более ужасна, нежели вы полагаете. Блаженны не видевшие, но уверовавшие, сказал Иисус, ибо они не сомневаются в могуществе Божием.


ВОПРОС: Считаете ли вы, что было б полезным вызвать этого духа, чтоб попросить от него объяснений?


ОТВЕТ: Вызовите его, если хотите; но это низший дух, который даст вам, лишь весьма незначительные ответы.


Запись беседы с духом-нарушителем спокойствия на улице Нуайе.


ВЫЗЫВАТЕЛИ: процесс вызова.


ДУХ: «Зачем вы меня зовете? Хотите, чтоб в вас пустили камнем? То-то бы поднялась сумятица, несмотря на ваш бравый вид».


ВЫЗЫВАТЕЛИ: «Если б ты и бросал сюда камни, это бы нас не испугало. Мы даже положительно спрашиваем тебя, можешь ли ты здесь кидаться камнями?»


ДУХ: «Здесь, может, и нет; у вас страх, который основательно вас оберегает».


ВЫЗЫВАТЕЛИ: «На улице Нуайе был ли кто-нибудь, кто служил тебе помощником, чтоб облегчить тебе дурные шутки, которые ты играл с обитателями дома?»


ДУХ: «А как же, я нашел себе там хорошее орудие, и ни одного ученого и мнимо добродетельного духа, который мог бы мне в этом помешать; потому что я весел и люблю иногда повеселиться».


ВЫЗЫВАТЕЛИ: «Кто же послужил тебе таким орудием?»


ДУХ: «Одна служанка».


ВЫЗЫВАТЕЛИ: «Она не знала, что служит тебе помощницей?»


ДУХ: «О, да! Бедная девчонка! Она была больше всех напугана».


ВЫЗЫВАТЕЛИ: «Действовал ли ты с дурной целью?»


ДУХ: «У меня-то не было никакой дурной цели; но люди, которые всюду суют свой нос, повергнут это к своей пользе».


ВЫЗЫВАТЕЛИ: «Что ты хочешь этим сказать? Мы тебя не понимаем».


ДУХ: «Я стремился просто повеселиться; но вы все, вы изучите это дело, и у вас будет одним фактом больше, чтоб доказать, что мы существуем».


ВЫЗЫВАТЕЛИ: «Ты говоришь, что у тебя не было дурной цели, и тем не менее ты побил все стекла в квартире; ты тем самым нанес реальный ущерб».


ДУХ: «Это все мелочи».


ВЫЗЫВАТЕЛИ: «Где ты достал предметы, которыми кидался?»


ДУХ: «Их можно взять повсюду; я нашел их во дворе и в соседних садах».


ВЫЗЫВАТЕЛИ: «Ты их все нашел или же некоторые из них ты сделал сам?»


ДУХ: «Я сам ничего не сделал и не собрал».


ВЫЗЫВАТЕЛИ: «Если бы ты их не нашел, мог бы ты их сделать?»


ДУХ: «Это было б потруднее; ну, на худой конец, если надо, можно смешать разные материалы, и тогда б чего-нибудь получилось».


ВЫЗЫВАТЕЛИ: «Теперь скажи нам, как ты их бросал?»


ДУХ: «А! Это не так легко сказать; но я помогал себе электрической натурой этой девчонки, соединенной с моей, менее материальной; вдвоем мы и могли вполне перетаскивать все эти штуки».


ВЫЗЫВАТЕЛИ: «Тебе бы хотелось, я думаю, дать нам некоторые сведения о себе самом. Скажи нам сначала, давно ли ты умер?»


ДУХ: «Довольно давно; целых пятьдесят лет назад».


ВЫЗЫВАТЕЛИ: «Кем был ты при жизни?»


ДУХ: «Особенно никем, я был старьевщиком в этом самом квартале, и мне порой говорили всякие глупости, потому что я уж очень любил красную жидкость старика Ноя. Потому-то мне б хотелось, чтоб все они убирались вон».


ВЫЗЫВАТЕЛИ: «Сам ли ты и по доброй воле отвечал на наши вопросы?»


ДУХ: «У меня был учитель».


ВЫЗЫВАТЕЛИ: «Кто этот учитель?»


ДУХ: «Ваш добрый король Людовик».


(Этот вопрос вызван характером некоторых ответов, которые, видимо, превосходили понимание этого духа глубиною идей и самой формой языка. В том нет, стало быть, ничего удивительного, потому что ему помогал более просвещенный дух, который хотел воспользоваться этим случаем, чтоб дать нам наставление. Это факт весьма обычный, но примечательной особенностью в этом случае является то, что влияние другого духа чувствуется даже в самом почерке; почерк в ответах, где он вмешался, более аккуратный и свободный; почерк же тряпичника угловат, крупен, неаккуратен, часто неразборчив и имеет совсем иной характер.)


ВЫЗЫВАТЕЛИ: «Чем ты занимаешься теперь; заботишься ли ты о своем будущем?»


ДУХ: «Еще нет; я скитаюсь. Обо мне так мало думают на земле, и никто не молится обо мне, никто мне не помогает, вот я и не работаю».


(В других местах мы не раз говорили, сколько можно способствовать продвижению и утешению низших духов через молитву и советы.)


ВЫЗЫВАТЕЛИ: «Как тебя звали при жизни?»


ДУХ: «Жаннэ».


ВЫЗЫВАТЕЛИ: «Ну, хорошо, Жаннэ! Мы будем молиться за тебя. Скажи нам, наше вызывание доставило тебе удовольствие или жебыло тебе неприятно?»


ДУХ: «Скорее удовольствие, потому что вы славные ребята, люди веселые, хотя и немного строгие. Ну это все равно, вы меня выслушали, я доволен».



Артур Конан Дойл - о медиумических способностях, психическом здоровье и любви на небесах


Психическая сила во всем многообразии своих проявлений встречаются именно в бедных кварталах, но это определенно было ее главной особенностью еще с самого начала: рыбаками, плотниками, погонщиками верблюдов - вот кем были пророки во времена античности. В настоящее же время самые высшие психические дары в Англии встречаются среди рудокопов, разнорабочих, грузчиков, барочников и уборщиц. Колесо истории, таким образом, вертится, и все повторяется в нашей жизни.


Медиумическая способность вырабатывается и развивается упражнением. Можно почти сказать, что она «заразна».

Это именно и имелось в виду в ранне-христианской церкви под «рукоположением». Оно означало передачу способности к «сотворению чудес». Мы теперь не можем делать это так быстро. Но если человек, будь он мужчина или женщина, принимает участие в спиритическом сеансе с желанием развивать в себе эту способность и в особенности если сеанс этот происходит в присутствии настоящего медиума, то не исключена возможность того, что силы проявят себя.


Но при некоторых обстоятельствах это их проявление может оказаться даже хуже фальшивого медиумичества, потому что оно может быть употреблено во зло. Уверяю вас, что разговоры о черной магии и злых сущностях не порождение предрассудка. Такие вещи действительно случаются и сосредоточиваются вокруг нечистого медиума. И вы можете тогда попасть в такую область, каковая сродни общепринятым понятиям о колдовстве. В психическом мире подобное стремится к подобному себе, и вы в таких случаях получаете то, чего вы достойны. Если вы сидите за спиритическим столом со злыми людьми, то к вам придут и злые посетители. Так что есть в этом деле и опасная сторона.


Но что, скажите, в нашем мире не имеет своей опасной стороны, будучи неумело применено или доведено до крайности? Между тем эта опасная сторона существует совершенно отдельно от правоверного Спиритизма, и наше знание - самый эффективный способ противодействия ей. Я считаю, что ведьмы и колдуны средневековья - вполне реальные факты и что самый лучший способ дать отпор таким приемам - это культивировать высокие стороны души. Пустить же это дело на самотек - значит оставить данную область силам зла.


Кто-то, возможно, примется доказывать, будто предмет, таящий в себе подобные возможности, лучше вообще не трогать. Ответом на это, вероятно, может служить то, что благотворные проявления, по счастью, оказываются весьма редки, в то время как утешение, ежедневно доставляемое общением с духами, осветило новым светом не одну тысячу жизней. Мы ведь не прекращаем исследование неведомой земли из-за того, что там порой попадаются зловредные существа. Точно так же и здесь, повторяю, отказаться от изучения этой области значило бы оставить ее во владении этих самых сил зла и вместе с тем - лишить самих себя того знания, которое помогло бы нам понять образ действия этих сил и свести на нет их усилия.


Говорю об этих злых силах, потому что мы постоянно приходим в соприкосновение с ними. И когда происходит вторжение таких сил, мы совсем не стремимся обязательно отделаться от них. Встреча с ними - часть нашего дела, предмет особых наших забот. Если мы можем помочь какому-либо низшему духу, то помогаем ему, а сделать это нам возможно, лишь побуждая его рассказать нам о своих тревогах. Многие из этих духов отнюдь не злы. Это лишь бедные, невежественные создания, развитие которых застопорилось и которые страдают от последствия узких и ложных взглядов, привитых им ранее в нашем земном мире. Мы стараемся помочь им - и нам это удается.


В чрезвычайно интересном случае, который был тщательно изучен исландским Обществом психических исследований в Рейкьявике, некая грозная и привязанная к земле сущность сама же объяснила, что в бытность свою человеком она была рыбаком весьма грубого и вспыльчивого нрава, покончившего жизнь самоубийством. Она подчинила себе медиума, буквально поработила его и последовала за ним на сеансы, проводимые Обществом, где неописуемо перепугала всех собравшихся, пока не была экзорцирована средствами, подобными описанным в моем романе


Обстоятельный отчет об этом случае приведен в «Протоколах Американского общества психических исследований», а также в «Сайик ризеч» за январь 1925 года, являющемся органом Психического колледжа. Исландия, следует заметить, - страна, весьма продвинутая в психической науке, и соотношение между численностью ее населения и представившимися возможностями убедиться в продолжении нашего посмертного существования, вероятно, таково, что ставит ее впереди любой иной страны. Епископ Рейкьявикский является председателем Психического общества, что несомненно должно послужить уроком нашим английским прелатам, отмежевание коих от всякого изучения данного предмета находится на грани непристойности. Ведь предмет этот имеет самое непосредственное отношение к природе души человеческой и ее участи в Мире Ином, и тем не менее среди духовных наших пастырей приверженцы этих исследований встречаются гораздо реже, нежели среди представителей любых иных профессий.


Итак, мы стараемся помочь этим заблудшим душам - и нам это удается. Мы знаем, что нам это удается, потому что со временем они сами сообщают нам об этом, и развитие их продолжается. Такие методы часто используются нашими сторонниками. Кружки спиритов, занимающиеся подобной душеспасительной деятельностью, именуются «кружками духовного спасения». Среди скрупулезных и достойных доверия исследователей в данной области можно назвать Тозера из Мельбурна и Мак-Фарлейна с южно-морского побережья. Оба они методично занимались в «кружках духовного спасения» с целью оказать помощь духам, привязанным к земле. Подробные записи экспериментов, проведенных лично мною в такого рода кружках, можно найти в четвертой и шестой главах моих «Странствий спиритуалиста»


Могу добавить, что и в моем собственном домашнем кружке, при медиумичестве моей супруги, нам выпала честь принести надежду и знание некоторым из этих несчастных существ.


Полные отчеты целой серии подобных драматических бесед можно найти на завершающих ста страницах последней работы адмирала Азборна Мура «Проблески последующей жизни».


Следует отметить, что адмирал не присутствовал лично на этих сеансах, но что они проводились людьми, к которым он питал полнейшее доверие, и что результаты были подтверждены письменными показаниями под присягой со стороны участников сеансов.


«Высокий характер г-на Линдера Фишера, - говорит адмирал, - является достаточной гарантией их достоверности». То же самое может быть сказано и о Э.Дж.Рендале, опубликовавшем множество аналогичных случаев. Он является одним из ведущих юристов Буффало, в то время как г-н Фишер - преподаватель музыки в том же самом городе.


Естественное возражение в этом случае сводится к тому, что даже если не ставить под сомнение честность исследователей, то общее восприятие опыта все же может оказаться некоторым образом субъективным и не соответствующим действительным фактам. Имея в виду это, адмирал говорит:


«Я навел справки касательно того, действительно ли каждый из духов, давших понять, что они вступили в новое состояние сознания, был удовлетворительным образом удостоверен. В результате выяснилось, что данные многих из них подтвердились, и это послужило достаточной причиной для того, чтобы счесть совершенно бесполезным разыскание их родственников и места их проживания в земной жизни на предмет подтверждения. Такого рода розыски требуют много времени и труда и всегда заканчиваются тем же результатом, именно - подтверждением сказанного».


В одном из случаев, говорится о некоей светской даме, умершей во сне. Во всех подобных случаях возвращающийся дух не осознает, что его земная жизнь завершилась.


Драматичная история, в которой речь шла о духе человека, проявившегося в самой момент несчастного случая, повлекшего за собой его смерть (на самом деле этот случай касался сразу нескольких человек, и имена, при этом упомянутые, были впоследствии проверены по газетным сообщениям об этой катастрофе), приводится г-ном Дж.Рендалем. Другой пример, сообщаемый этим же джентльменом, может быть, предложен вниманию тех, кто еще не осознали, сколь неоспорима и убедительна очевидность и сколь необходимо нам пересмотреть свои взгляды на природу смерти. Все это приводится им в книге «Мертвые не умирают»


«Приведу инцидент, уклоняющийся в чисто материальную сторону. Я был одним из душеприказчиков отца, и после смерти и раздела его имущества, говоря со мной уже из мира потустороннего, он как-то раз сказал мне, что я проглядел один пункт в завещании, о котором он был теперь намерен мне напомнить.


Я ответил: «Твой ум и так всегда был сосредоточен на накоплении денег. К чему еще и теперь тратить время, которое так ограничено, на разговоры об имуществе? Оно уже разделено».


«Да, - ответил он, - я знаю, но мне пришлось изрядно потрудиться, чтобы заработать свои деньги, и поэтому я не хочу, чтобы они пропали впустую. Еще осталась сумма, о которой ты ничего не знаешь».


«Хорошо, - сказал я, - коли так, расскажи, в чем дело».


И он сообщил следующее: «За несколько лет до отъезда я дал взаймы под расписку небольшую (хотя как сказать!) сумму Сузанне Стоун, проживавшей в Пенсильвании, и получил от нее вексель. По законам этого штата я был вправе востребовать деньги через суд без возбуждения дела. Не знаю отчего, у меня возникло нехорошее предчувствие, и до истечения срока платежа я решил на всякий случай заверить вексель у нотариуса в Эйри, штат Пенсильвания, и тот сделал приписку, которая давала мне право удержать имущество заемщика до уплаты долга. В моих бухгалтерских книгах нет никаких ссылок ни на вексель, ни на эту приписку. Будь любезен, поезжай в Эйри, зайди в нотариальную контору, найди приписку и забери ее. Есть много и других вещей, о которых ты ничего не знаешь. Эта - одна из них».


Я был весьма удивлен, получив подобные сведения столь необычным образом, и, разумеется, справился об этой приписке у названного нотариуса. В результате я узнал, что она сделана 2 октября 1896 года, и ввиду несомненного факта задолженности получил по этой приписке с должника 70 долларов вместе с процентами. И вот я спрашиваю, было ли известно кому-нибудь еще о существовании этого векселя и приписки, кроме самого должника и нотариуса в Эйри? Лично мне, определенно, об этом ничего известно не было. У меня не имелось даже причины подозревать о существовании векселя и приписки.


Медиум, в присутствии которого происходила эта беседа, также ничего не мог знать по данному поводу, и тем не менее я получил денежную сумму, объявленную мне столь неординарным способом. Голос, звучавший при этом, несомненно принадлежал моему отцу, как впрочем и на сотне иных подобных сеансов, когда мне приходилось с ним разговаривать, и я привожу именно этот пример к пользе тех, кто имеют обыкновение измерять ценность всякой вещи лишь с денежной точки зрения».


Однако самые поразительные из всех этих посмертных сообщений находятся в книге «Тридцать лет среди умерших» доктора Викленда из Лос-Анжелеса.


Книгу эту, равно как и множество иных бесценных книг такого рода, можно прибрести только в Психическом книжном магазине на Виктория-стрит в Лондоне.


Д-р Викленд и его жена воистину героическая женщина, проделали работу, которая заслуживает самого пристального внимания психиатров всего мира. Если только автору удастся отстоять свою правоту, а позиция его в данном случае весьма сильная, то он тем самым не только революционизирует все наши представления о безумии и сумасшествии, но и существенно изменит наши взгляды в криминологии, поскольку нам станет ясно, что мы наказываем как преступников тех людей, которые гораздо более заслуживают сострадания, нежели осуждения.


Создав теорию о том, что многие маньяки являются попросту жертвами одержимости, подчиненными неразвитым сущностям, и экспериментально выяснив (впрочем, метода его в данном случае мне не вполне понятна), что эти сущности до чрезвычайности чувствительны к статическому электричеству, пропущенному через захваченное ими тело, он на основе этой гипотезы создал курс лечения, дающий замечательные результаты.


Третьим фактором в его системе было обнаружение того, что подобные сущности значительно легче изгоняются из захваченного ими обиталища, когда для их временного приема в наличии было предусмотрено некоторое свободное от души тело. В этом и заключается героизм г-жи Викленд, весьма очаровательной и культурной дамы, находящейся в гипнотическом трансе рядом с субъектом в готовности принять в себя захватчика, как только тот будет изгнан из одержимого им тела. Личность и характер этого неразвитого духа определяются, когда он говорит устами этой дамы.


Субъекта привязывают к электрическому стулу - это привязывание крайне необходимо, поскольку многие из них являются неистовыми маньяками, - после чего включается ток. Эта электризация не воздействует на пациента, поскольку характер ее статичен, но причиняет сильнейшие неудобства паразитирующему духу, каковой тут же старается найти приют в бессознательном теле г-жи Викленд. Затем следуют изумительные разговоры, подробнейшим образом приведенные в данном томе. Дух-одержатель подвергается перекрестному допросу со стороны доктора, который увещевает его, объясняет ему все невыгоды его положения и в конце концов отпускает либо передав его заботам какого-нибудь непременно присутствующего при этой процедуре высшего духа, либо, если одержатель не проявляет готовности к раскаянию, отдает его во власть некоего более сурового духовного распорядителя.


Для ученого, не знакомого с психическими исследованиями, такого рода утверждение, будучи подано в неприкрытом виде, звучит просто дикостью, но мне-то нет надобности требовать от д-ра Викленда доказательств его правоты,- я просто говорю, что наш опыт в кружках духовного спасения содержит в себе общую идею и что, как было признано, д-ру Викленду удалось добиться полного исцеления в случаях, которые были неизлечимы всеми другими методами. Как бы то ни было, все это является очень убедительным подтверждением нашей теории.


По всей видимости, не каждый открыт для подобного вторжения, но лишь те, кто наделены необходимой для того психической чувствительностью. Это открытие, когда оно будет в полной мере разработано, станет одним из основополагающих фактов психологии и юриспруденции будущего.


Итак, повторяю: медиумические способности даются лишь избранным и даются они ради утешения человечества и доказательства бессмертия нашего. Они никогда не предназначались для использования в бытовых, житейских целях. Когда же кто-то пытается употребить их для этого, то ничего, кроме неприятностей, как для медиума, так и для клиента не происходит.


Спиритизм, несомненно, наиболее важное дело на свете и заслуживает того, чтобы ему уделили время. При этом людей следует порицать только за то, что они пренебрегают им, но отнюдь не за то, что подходят к нему с осторожностью. Я повторил бы здесь от собственного имени слова Теккерея. Он сказал одному оппоненту: «То, что вы говорите, совершенно естественно, но если бы вы видели то же, что довелось видеть мне, вам бы пришлось изменить свое мнение».


Нам следует приноравливать свои теории к фактам. Мы же до сей поры приноравливали факты к своим теориям. Если вы пока еще не среди наших сторонников, то это и совершенно правильно с вашей стороны. Чтобы понять это учение, вам нужно время. Мне самому на то понадобилось много лет. Сейчас же для меня нет ничего важнее этого, потому что я знаю, что здесь истина. Ведь знать - не то же, что верить. Спиритизм неисчерпаем. Это понимаешь, когда начинаешь его постигать. В нем десятки разных, достойных изучения областей. Когда вещи эти коснутся лично вас, тогда только вы и сможете понять и оценить всю их силу.


Я много выступаю с лекциями. Но у меня никогда нет желания обратить аудиторию в свою веру. Я вообще не склонен питать доверие к подобным внезапным обращениям. Все это мелко и поверхностно. Я стремлюсь единственно к тому, чтобы представить людям дело с наибольшей ясностью. Я просто говорю им всю правду, как она есть, и объясняю им, почему мы знаем, что это правда. На этом моя задача, собственно, и исполнена. Люди могут после этого принять предложенное мною или его отвергнуть. Если они мудры, то они непременно исследуют пути, мною указанные. Если же мудрость им не свойственна, то они просто упустят свой шанс. Я не хочу оказывать на них никакого давления или обязательно превращать их в своих сторонников. Это, в конце концов, их дело, а не мое. Как тонко подметил Лабрюйер: «Нужно стремиться лишь к тому, чтобы мыслить и говорить согласно истине, без всякого желания привить наши вкусы и убеждения другим: предприятие сие и без того грандиозно».


Наука постепенно выметает из мира застарелую паутину предрассудков и суеверий. Мир походил до этого на старый, запыленный чердаку, но вот хлынули солнечные лучи и заполнили весь его светом: рассеянная в воздухе пыль начала при этом оседать на пол. И все же, что касается до науки и ученых, я могу сказать только одно: именно научное мышление лежит в основании всего нашего материализма. Как велика могла бы быть наука, если бы осознала собственную ограниченность! Показателен сам по себе факт, что многие ученые мужи, когда оказываются, затронуты их симпатии и предрассудки, демонстрируют самое смехотворное пренебрежение ко всем собственным принципам.


Между тем, среди принципов науки нет другого более непререкаемого, как тот, что всякий вопрос должен быть всесторонне рассмотрен прежде, чем его можно будет признать несостоятельным. На примере беспроводной связи или летательных аппаратов тяжелее воздуха мы могли в последние годы наблюдать в суждениях ученых самые неприличные несообразности. Опаснее всего заявлять «аpriori», что какая-то вещь совершенно невозможна. И, тем не менее, это ошибка, в которую впал чуть ли не каждый критик, выступающий от лица науки. Такие ученые пользовались авторитетом, который они заслуженно приобрели в освоенной ими специальности, для того, чтобы подорвать доверие к области, в каковой они ничего не смыслят. Сам по себе факт, что человек был крупным авторитетом в физиологии или физике, никоим образом не делает его авторитетом также и в области психической науки.


В мире науки полным-полно глупцов и разных болванов, лишь тормозящих мировой прогресс. Они признаются в том, что ничего по данному поводу не читали, и я уверен, также ничего не видали. И, тем не менее, они используют положение и имя, приобретенные ими в других материях, для того, чтобы дискредитировать множество людей, которые, как бы к ним ни относиться, несомненно, весьма серьезны и вдумчивы.


Наука очень помогла нам в создании комфорта, но еще вопрос, отвечает ли комфорт этот нашим действительным задачам в этой жизни. Несомненно то, что обыкновенно он был нашим бедствием, потому что этот комфорт назвался «прогрессом», и тем у нас создалось впечатление, будто мы действительно движемся, вперед, «прогрессируем», тогда как на самом деле мы не только топчемся на месте, но и неуклонно сползаем назад.


На это, разумеется, могут возразить: «А беспроволочный телеграф? А сигнал СОС на море? Разве они не служат благу человечества?» Я целиком согласен, порой все это оказывается и впрямь очень удачно. Я ценю, например, свою настольную электрическую лампу, а она ведь продукт науки. Наука дает нам, как я уже сказал, комфорт, а подчас и безопасность. И тем не менее я не склонен превозносить ее и ее дары, потому что она затемняет и искажает самое для нас жизненно важное, именно - цель нашей жизни и задачи в ней.


Мы были помещены на этой планете не за тем, чтобы ездить на автомобиле со скоростью 5 миль в час, или чтобы перелететь Атлантику на самолете, или посылать в другой конец Земли сообщения по проводам или без оных. Все это украшения и удобства нашей жизни, но не более того. Однако наши ученые настолько приковали наше внимание к этим украшениям, что мы, хлопоча с ними, забыли за этим занятием главную цель, ради которой мы здесь.


Не то важно, с какой скоростью вы едете, но цель вашего путешествия. Не то важно, посредством каких технических ухищрений вы посылаете свое сообщение на расстояние, а то, сколь значимо само ваше сообщение. И тогда выясняется, что этот так называемый прогресс на каждом шагу оказывается нашим бедствием, и все же до тех пор, пока мы пользуемся словом, мы будем путать этот мнимый прогресс с реальным прогрессом и воображать при этом, будто заняты тем, ради чего Бог послал нас в сея мир, а посланы мы сюда были за тем, чтобы готовиться к следующей фазе жизни. Есть подготовка ума, а есть подготовка духа, и мы пренебрегаем обеими.


Стать на старости лет лучше и добрее, изжить в себе эгоизм, расширить свой умственный кругозор, сделаться сердечнее и терпимее - вот зачем мы здесь находимся, вот каковы наши задачи в жизни. Наш мир, вся наша планета - это фабрика душ, но она пока что выпускает скверную продукцию.


Несомненно, прежде мир человеческий был более жесток, чем сейчас, но ведь никогда у него не было и таких преимуществ, как у нас, и, все же, никогда ранее столько образованности, знания и так называемой цивилизации не превращалось во зло. Мы научились строить воздушные корабли. И мы пользуемся ими, чтобы бомбить города. Мы научились плавать под водой. И это умение пригодно нам лишь на то, чтобы убивать моряков и топить корабли. С помощью химии мы приобрели власть над материей. И мы пользуемся ею, чтобы изготавливать взрывчатые вещества и отравляющие газы. Наше положение все ухудшается.


В настоящее время каждая нация на Земле строит тайные замыслы о том, как ей лучше всего отравить и извести другие народы. Разве Бог для этого сотворил нашу планету, и насколько вероятно, что Он позволит миру и далее идти в тартарары? Наибольшая опасность для человека или нации наступает тогда, когда интеллектуальная сторона оказывается более развитой, нежели духовная. А разве не таково положение в сегодняшнем мире? Наши духовные проводники говорят о том, что все чаши вышнего терпения переполнены. Есть война, голод, мор, землетрясения, наводнения и иные напасти, но все завершится в мире, в неописуемой радости и красоте.


Я получил указание распространять послание всюду, где, на мой взгляд, есть уши, чтобы услышать. Наши наставники желают, чтобы человеческая раса постепенно поняла реальное положение вещей, с тем чтобы избежать потрясения или паники. Я лишь один из многих, кто призваны нести людям благую весть.


Ситуация теперь достигла апогея. Самая идея прогресса была извращена, материализована. Она связана с тем, чтобы быстро ездить, быстро передавать информацию, строить новые машины и механизмы. Все это лишь ублажение самого заурядного честолюбия. Подлинный же прогресс - это прогресс духовный. Человечество уделяет ему внимание только на словах, а на деле бежит ложной дорогой материального знания.


Даже в области психических исследований существует особая порода психических изыскателей, совершенно не способных воспринять самое очевидное. Они злоупотребляют своими умственными задатками, силясь найти окольный путь, в то время как перед ними лежит самая прямая и свободная дорога, по которой они никак не желают идти. Когда человеческая раса начнет наконец свое продвижение в это новое для нее царство, данные интеллектуалы составят ее абсолютный тыл.


Высший Разум признает, что среди всей апатии, охватившей человечество, немало также честного сомнения, переросшего допотопные религии и имеющего право на более свежие свидетельства, а не те только, что были даны человечеству в античности. И вот свежие свидетельства эти были явлены нам, и они сделали жизнь после смерти столь же ясной и ослепительной, как ясно и ослепительно лишь солнце на небесах. И это-то свидетельство было высмеяно учеными, осуждено церковью, сделано предметом насмешек для прессы и с презрением отброшено в сторону.


Это было последним и крупнейшим промахом человечества. Положение сделалось безнадежным. Ситуация вышла из-под контроля. После того как дар небес был отвергнут, возникла нужда в самых крутых мерах. И гром грянул. Десять миллионов юношей полегли на поле брани, а двадцать миллионов других оказались искалеченными. Это было первое грозное предупреждение Бога человечеству. Но и оно было оставлено без внимания. Все тот же тупой материализм, как и ранее, возобладал.


Тем не менее, снова человечеству были предоставлены годы на то, чтобы одуматься, но до сих пор никаких перемен ни в чем не оказалось видно. Напротив того, к старым порокам нации добавили вороха новых, а всякий порок ведь необходимо требует своего искупления. И вот Россия стала выгребной ямой.


Германия и не думала раскаиваться в своем поистине чудовищном материализме, ставшем первопричиной войны. Испания и Италия погрузились во мрак атеизма и предрассудка. Франция осталась без религиозного идеала. Англия оказалась во власти смятения и путаницы, переполненная деревянными сектами, напрочь лишенными силы и мысли. Америка злоупотребила предоставленными ей прекрасными возможностями, и вместе того, чтобы стать младой и любящей сестрой истерзанной Европе, затормозила Б ней всякое экономическое восстановление, требуя денег; она обесчестила подпись собственного президента и отказалась присоединиться к лиге Мира, в которой сосредоточилась тогда вся надежда на будущее и выживание человечества.


Все, таким образом, прегрешили, но некоторые больше других, и кара всем будет отмерена в точной пропорции. И кара сия грядет. Вот в точности слова, которые меня просили вам передать:


«Мы не хотим, чтобы люди пугались, но чтобы они начали изменяться, развиваясь по более духовной линии. Мы не собираемся докучать людям, мы стремимся лишь подготовить их, пока еще не поздно. Мир не может продолжать жить той жизнью, какой жил ранее. Иначе он разрушит сам себя. И прежде всего мы должны развеять темную тучу теологии, зависшую между человечеством и Богом.


Скоро придет день, когда вся истина станет явна, и все эти извращенные церкви будут сметены с лица земли вместе со своими жестокими доктринами и карикатурами на Бога, каковые они распространяют. Любовь! - это и все, что требуется. Какое значение, во что вы верите, если только вы сами добры, кротки и бескорыстны, как Христос был кроток, добр и бескорыстен в давние времена?


Откройте людям всю правду о смерти. Бог желает, чтобы они ее знали. Именно потому Он и позволяет нам общаться с вами. Смерти нет. Это - то же самое, как если бы вы просто перешли в другую комнату. Вы оказываетесь не в состоянии поверить в то, что вы уже умерли. И мы тоже не могли в это поверить. Скажите людям всю правду! О, насколько же она важнее всего, о чем вы говорите между собою. Если бы ваши газеты, хотя одну неделю уделили столько внимания психическим темам, сколько посвящают его футболу, то правда о жизни после смерти стала бы известна всем».


Вот что мне было велено передать вам. Распространяйте эту весть повсюду, где могут быть души, способные воспринять ее. Говорите им: «Покайтесь! Переделайтесь! Настало время».


Я скажу лишь несколько слов об этом. Хочу, чтобы вы поняли, что каждой женщине предназначен один и только один мужчина, и лишь одна женщина - каждому мужчине. Когда эти двое, наконец, встречаются, их былые пути сливаются, воедино, и тогда мужчина и женщина составляют единое целое во всей бесконечной последовательности существования. Покуда же они не встретились, все прочие союзы оказываются лишь случайностями, не имеющими значения. Раньше или позже, но каждый человек обязательно встречает свою половину. Это может произойти не здесь, а на другой планете, где полы соединяются так же, как и на Земле. Или даже это может быть перенесено на дальнейшее. Но у каждого мужчины и у каждой женщины есть своя половина, которую он или она обязательно встретит.


Среди земных браков, может быть, лишь один из пяти оказывается постоянным. Все остальные - просто случайные встречи. Поэтому люди, бывшие на земле мужем и женой, необязательно воссоединяются на небе, но любовь мужчины и женщины продолжается, и она там свободна от всего, что здесь, у нас, мешает ее полному и свободному выражению. Истинный брак затрагивает не тело, но душу и дух человека. Половые сношения суть не более, как сугубо внешний символ, и они ничего не значат и совершенно бессмысленны, более того, вредны, когда нет как раз того, что они призваны символизировать. Многие здесь живут не со своей половиной, многие вообще без нее, что даже и лучше. Но всякий рано или поздно встретится именно со своей. Это вполне определенно.


Не думайте, что у вас обязательно будет нынешний муж, или нынешняя жена, когда вы перейдете в тот мир. Только любовь, действительная любовь, соединяет нас там. Ваш муж, или ваша жена, идет своим путем. Вы идете своим. Возможно, что вы находитесь даже на разных уровнях. Однажды каждый из вас встретит именно своего мужа и именно свою жену, и придет великая любовь, и вместе с ней к вам вернется там молодость, подобно тому, как здесь она у вас проходит.


Там нет сексуальности в грубом смысле слова. И там не рождаются дети. Все это происходит только на земном уровне. Именно эту сторону брака имел в виду великий Учитель, когда сказал: «Там не будет ни брака, ни вступления в брак». Нет! Все это чище, глубже, чудеснее - соединение душ, полное слияние интересов и знаний без всякой утраты индивидуальности.


Всего более вы приближаетесь к этому лишь тогда, когда в вас впервые вспыхивает высокое чувство - слишком прекрасное для того, чтобы две высокие влюбленные души могли надеяться дать ему физическое выражение в земном мире. Более низкие способы выражения они обретают позднее, но всегда в глубине сердца они будут знать, что то, самое первое, тончайшее, восхитительное единение душ было самым прекрасным мгновением их жизни. То же самое и с духами. 

Источник www.lechebnik.info

Автор Павел Гелева

к главному разделу




ЦИТАТА ДНЯ:
Самая серьезная потребность есть потребность познания истины. (Гегель)
 

 
  

Общество друзей милосердия